Как юристы послали клиента за совестью

 

Автор юрист Апелляционного центра
Ни для кого не секрет, что в подавляющем большинстве случаев институт банкротства в России используется для ухода от погашения кредиторской задолженности. Возьмем официальную статистику за 2016 год: кредиторы 70% должников, в отношении которых было введено и завершено конкурсное производство, не получили в ходе данной процедуры ни одного рубля.
У подавляющего большинства должников к моменту введения процедуры банкротства активы отсутствуют как таковые. При этом зачастую робкие попытки арбитражных управляющих оспорить сделки и привлечь бывших руководителей должника к субсидиарной ответственности также не приносят материального результата для заинтересованных в этом кредиторов.
Отсюда напрашивается вывод: большинство должников готовятся к банкротству, то есть заблаговременно обращаются к соответствующим специалистам с целью минимизировать свои потери.
Впрошлом месяце к нам обратился один коммерсант с просьбой помочь в приключившейся с ним непростой ситуации. Организация оказывала медицинские услуги, имела в штате около 30 работников. Трудовой коллектив был основным и единственным активом компании.
В конце 2016 года организация сработала в убыток, а в начале 2017–го — прекратила фактическую деятельность. К этому моменту общая кредиторская задолженность компании составила около 5 млн рублей, из которых задолженность по заработной плате — 3,2 млн рублей.
На момент обращения предпринимателя в Апелляционный центр задержка в выплате заработной платы составляла около 2 месяцев. Наибольший интерес у коммерсанта, естественно, вызывала ответственность за невыплату этой самой заработной платы.
Причем им самим рассматривались разные варианты развития событий, вплоть до радикального — не платить никому и ничего. Речь шла не только о предусмотренном двухмесячном окладе при увольнении по сокращению штата, но и о зарплате за реально отработанное людьми время.
Вюридическом сообществе бытует предвзятое мнение о юристах, занимающихся банкротством, — мол, беспринципные это люди. Действительно, применяя знания закона "О банкротстве" и судебной практики, в рамках правового поля специалист может разработать стратегию защиты имущественного комплекса должника от кредиторов — или, наоборот, в интересах кредитора обеспечить получение контроля над бизнесом должника. Мы считаем вполне допустимым — как с этической, так и с правовой точки зрения — участие в подобного рода спорах.
Однако в приведенной ситуации наша консультация ограничилась разъяснением — как вы, наверное, догадываетесь, так и не состоявшемуся клиенту — смысла статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающей уголовную ответственность за невыплату заработной платы работникам свыше 3 месяцев.
Совет для таких клиентов у нас всегда будет один — прикупить совести.