Управляющий директор по технологическому развитию группы "РТС" Сергей Замолоцких зарегистрировал в Карелии крестьянско-фермерское хозяйство для своей семьи и, обратившись в лахденпохскую администрацию с просьбой дать ему в аренду 30 га пашни. Но у чиновников на эту землю были другие планы, поэтому они не отдают ее даже по решению суда. Судебные тяжбы между финансистом, чиновниками и бизнесменом Андреем Аликимовичем, в чью пользу играют представители власти, идут уже третий год.
На минувшей неделе, 10 мая, Арбитражный суд Северо-Западного округа рассмотрел и удовлетворил кассационную жалобу Андрея и Марии Аликимович на решение Арбитражного суда Республики Карелия по иску главы фермерского хозяйства Сергея Замолоцких к администрации Хийтольского сельского поселения Лахденпохского района. Решение отменено, дело возвращено на пересмотр в Арбитражный суд Карелии.
Замолоцких (фермер не простой: он работает директором по технологическому развитию группы "РТС") требовал в суде признать незаконным отказ администрации в предоставлении его фермерскому хозяйству в аренду на 49 лет сельхозугодий площадью 30,7 га.
В феврале 2015 года он, в соответствии с требованиями Земельного кодекса, подал в администрацию полный пакет документов, подтверждающих намерения использовать сельскохозяйственные земли по прямому назначению. Однако администрация отказала в предоставлении участка, сославшись на то, что классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Минэкономразвития в 2014 году, вид "ведение фермерского хозяйства" не предусмотрен. Бизнесмен обжаловал этот отказ в Арбитражном суде Карелии, который признал его незаконным.
В суде первой инстанции чиновники также возражали, что испрашиваемый земельный участок налагается на соседние, розданные ими гражданам для подсобного хозяйства буквально за месяц до обращения Замолоцких. Чиновники принесли в суд кадастровые планы пяти участков. Однако истец предоставил схему расположения "своего" участка, который, как стало ясно, граничит, но не пересекается с уже арендованными.
Читайте также:
Судебный репортер
Суд отменил продажу притока реки Сестры
Администрация заявила, что есть и еще участки, которые все-таки налагаются на участок, требуемый фермером-финансистом, — но доказательств этому представить не смогла. В результате в ноябре 2015 года карельский арбитражный судья признал отказ чиновников недействительным.
Параллельно судебному спору бизнесмен пожаловался на противодействие администрации в прокуратуру Лахденпохского района, а после — уже на ее бездействие — в прокуратуру Республики Карелия. После этого в августе 2015 года районный прокурор прислал ему по электронной почте письмо главы администрации Хийтолы Михаила Кодяева, датированное июлем, об отказе в предварительном согласовании предоставления участка в аренду. В этом письме глава администрации сообщил, что отказ связан с предоставлением всего этого участка в аренду другому лицу.
Замолоцких обжаловал в суде и это письмо. В отзыве на его иск чиновники сообщили, что еще в 2013 году согласовали предоставление этого участка в аренду без проведения торгов для ведения подсобного хозяйства и дачного строительства. В доказательство чиновники представили в суд три кадастровых плана участков, которые полностью покрывают испрашиваемый бизнесменом участок.
Суд запросил у земельного комитета Карелии сведения о постановке этих участков на кадастровый учет и выяснил, что администрация оформила их... в августе 2015 года по заявлению некоей гражданки Марии Аликимович и ее мужа Андрея Аликимовича.
Замолоцких оспорил это решение администрации как незаконное: мол, его заявление было подано раньше, чем заявления Аликимович (они подали лишь в начале августа, тогда как он — в феврале). Суд это уточнение иска счел разумным и справедливым: заявки Аликимович, поданные в августе, не могли послужить причиной отказа в заявке Замолоцких, поданной в феврале того же года. Соответственно, и все действия — по удовлетворению заявок Аликимович, по постановке участков на кадастровый учет и т. д. — были незаконными, решил арбитражный суд Карелии в октябре 2016 года и обязал администрацию согласовать заявку Замолоцких, а карельскому филиалу Федеральной кадастровой палаты (теперь входит в Росреестр) — аннулировать кадастровые планы трех участков Аликимович.
Интересно, что Мария и Андрей Аликимович — тоже не простые дачники. Они являются совладельцами петербургской компании "Инизио" (поставщик парфюмерии) и компании "Август" (поставщик сантехники, оборот в 2009 году — 413 млн рублей, в 2013 году — 61 млн, в 2015 году — 2 млн). При этом гендиректором компании "Август" является отец Андрея — Дмитрий Аликимович, который параллельно возглавляет и владеет 15% московского ООО "Нуклеофарм" (производитель фармацевтических субстанций для иммуномодуляторов). Также он является владельцем ООО "Промышленная группа" (город Пушкин, обороты в 2004-2005 годах — около 50 млн рублей, затем 15-16 млн), а также ООО "Шушары Бадаевский" (склады в Шушарах).
Не согласившись с решением карельского арбитража, чиновники обратились в 13-й арбитражный апелляционный суд, где заявили, что на момент обращения Замолоцких в администрации уже якобы находились на рассмотрении заявления от еще двоих лиц, ранее остававшихся неизвестными участникам этого процесса — граждан Пузевич и Кистенева.
Одновременно к жалобе присоединились региональные власти Карелии, которые заявили, что по принятому местному закону от декабря 2015 года запрашиваемый участок превышает предельные нормы предоставления земель в аренду под фермерские цели. Однако апелляционный суд оставил решение без изменений: карельский закон вышел позже, а доказательств якобы поданных заявлений от граждан Пузевич и Кистенева чиновники так в суд и не принесли.
И тут оппоненты прибегли к последнему козырю: супруги Аликимович подали кассационную жалобу, в которой заявили, что не были уведомлены о проведении судебного заседания касательно их участков.
Арбитражный суд Северо-Западного округа дважды откладывал заседание, и вот 10 мая состоялось третье, на котором присутствовал наш судебный репортер с фотокорреспондентом.
На заседание явились адвокаты истца Борис Кусакин и Константин Филатов, со стороны ответчика прибыл адвокат Максим Волков. В начале заседания судья Татьяна Преснецова известила стороны о ходатайстве от "Делового Петербурга" на фотосъемку процесса, на что сторона истца согласие дала, а сторона ответчика выступила против. В результате председательствующая судья удовлетворила просьбу адвоката ответчика — Максима Волкова — и съемку в зале запретила.
Первым слово предоставили представителю Замолоцкого. Адвокат отметил полное совпадение решений суда первой инстанции и апелляционного суда. Также отметил, что при рассмотрении данного дела требуется опираться на редакцию земельного кодекса после 1 марта 2015 года.
Также судьей Преснецовой было отмечено, что подача этих заявлений не дала бы права собственности над участком. Затем было отмечено, что заявление с кадастровой схемой было подано Замолоцких 5 февраля года. А схожее заявление от Марии Аликимович поступило лишь в августе. И значит, не может быть рассмотрено перед заявлением Замолоцких. Адвокат истца отметил, что суд первой инстанции привлек к делу в качестве третьего лица Андрея Аликимовича и обязал представителей Замолоцких выслать тому всю документацию по делу, что было исполнено.
Слово передали представителю Марии Аликимович. Свою кассационную жалобу Максим Волков обосновал тем, что документы из суда первой инстанции не были получены в срок. Адвокат отметил, что отзыв к кассационной жалобе был подан представителем Замолоцких как физическим лицом, в то время как сам Замолоцких участвует в процессе как глава фермерского хозяйства. Адвокат истца, в свою очередь, отметил, что в деле есть квитанции об отправке заказных писем и что неполучение корреспонденции — умышленное действие, так как все данные и решения уже были в общем доступе суда на сайте.
Суд удалился на совещание, результатом которого стали принятие кассационной жалобы и отправка дела на повторное рассмотрение.
Представитель истца, адвокат Борис Кусакин, отметил, что последние годы в Республике Карелия видна негативная тенденция в вопросах выделения государственной собственности частным лицам. Вызвано это, по его мнению, тем, что каждый орган госуправления принимает свои процедуры получения собственности, которые часто противоречат Земельному кодексу, что не идет на пользу инвестиционному климату в Карелии. По версии адвоката истца, участки Аликимович нужны для их риелторского бизнеса: якобы у этой семьи в Карелии свое агентство по продаже земельных участков под дачи.
Адвокат ответчика Максим Волков от комментариев отказался. При этом он, спускаясь по лестнице из суда, возмутился, что его фотографирует наш фотокорреспондент. По его мановению сбежались судебные приставы, которые задержали фотографа и стали пытаться заставить его удалить кадры, мотивируя это запретом судьи на фотосъемку.
Фотограф "Делового Петербурга" Антон Ваганов возразил, что по общему правилу устный запрет судьи распространяется на съемку в зале судебных заседаний, а на лестнице он не действует. Тем не менее по настоятельным требованиям адвоката Максима Волкова приставы составили протокол. Сам Волков приставов поддержал и выступил в роли свидетеля и продолжал требовать либо конфисковать фотоаппарат, либо силой принудить удалить кадры. В результате журналистов задержали на час. К чести приставов, на явно противозаконные действия они идти не стали, хотя и не приняли во внимание предупреждения фотографа, что они препятствуют законной деятельности журналиста.