Петербургские торговые комплексы в первую неделю мая зафиксировали неожиданный рост посещаемости по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Индекс посещаемости вырос на 7,3%, при этом в московских торговых центрах он упал на 8,1%.
Как рассказал "ДП" президент компании Watcom Роман Скороходов, в петербургских торговых комплексах с 1 по 7 мая (17-я неделя года), согласно данным Shopping Index, зафиксирован рост посещаемости на 7,3% по сравнению с первой неделей мая 2016 года. "Петербургские показатели Shopping Index для нас стали неожиданными, так как, например, Shopping Index в Москве, где выборка составляет более 100 центров, демонстрирует снижение на 8%", — говорит Роман Скороходов. Если сравнивать первую неделя мая с предыдущей неделей (последняя неделя апреля), то рост посещаемости в петербургских ТРК составил 5,2%.
"Петербургские ТРК отреагировали на кризис позже, чем другие города, и не было такого снижения, как в Москве. А теперь раньше других демонстрируют рост. Возможно, на Shopping Index в Петербурге повлиял рост внутреннего туризма", — отмечают в Watcom.
Рост показали все форматы петербургских торговых комплексов: в малых ТК (торговая площадь от 5 тыс. м2 до 20 тыс. м2) рост 5%, в средних ТРК (20-40 тыс. м2) – 12%, в крупных ТРК (от 40 тыс. м2) – 2%. А в московских торговых комплексах произошло перераспределение покупательских потоков внутри форматов. На фоне падения посещаемости в комплексах площадью от 5 тыс. до 80 тыс. м2 (спад от 1 до 9%) крупные, площадью более 80 тыс. м2, наоборот, демонстрировали рост 8%.
В компании Watcom уточнили, что в прошлом году и в Москве, и в Петербурге в первую неделю мая по сравнению с аналогичным периодом 2015 года был значительный спад посещаемости: в петербургских ТРК — 9%, в московских — 8%.
"На первые майские праздники, действительно, был ощутимый рост посещаемости, на вторые мы такого притока не почувствовали, 9 мая был совершенно не торговый день, что и понятно", — говорит Роман Ротблат, руководитель ГК "Буду мамой". Всплеск посещаемости в начале мая он связывает с плохой погодой, из-за чего некоторые отложили дачный сезон и остались в городе. В целом же ситуация продавцов одежды не радует: все федеральные сети уже предлагают летнюю коллекцию, а из-за аномально холодной весны спросом она не пользуется. "В лучшем случае продажи идут на уровне 2016 года, о росте никто на рынке не заикается", — резюмирует Роман Ротблат.
Рост продаж в магазинах "220 вольт", расположенных в ТРК, составил 12% год к году, общий рост продаж сезонных товаров в этом году по всей сети составил 15%, сообщают в компании. Причиной положительных результатов в компании тоже считают погоду: "В городе ещё идет снег, люди вместо того, чтобы поехать на майские праздники, на дачные участки остались в городе и отправились отдыхать в ТРК".
"Мы заметили небольшой рост числа посетителей с 1 по 9 мая в отдельных магазинах, самыми активными оказались посетители Меги Парнас", — говорит Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец "Лаш Раша". С учетом открывшегося магазина на Невском проспекте общий рост числа посетителей составил примерно 15%, а прирост продаж – 25%. Причем прирост наблюдался не только в центральных магазинах, где много туристов, выросли и продажи в обычных магазинах.
Майские праздники были неплохие, соглашается с аналитиками Евгений Драй, владелец сети кафе Gelateria Plombir. "Наши продажи в этот период выросли примерно на 15-20% по сравнению с началом мая 2016 года", — указывает он. Он признает, что мороженое за год подорожало, однако в большей степени повлиял рост числа посетителей торговых комплексов. В числе вероятных причин такого подъема Евгений Драй тоже называет рост туристического потока.
По данным городского комитета по развитию туризма, в 2016 году Петербург посетили 6,9 млн туристов, из них 2,8 млн человек приехали из других стран. Как ожидается, в этом году турпоток продолжит расти и превысит 7 млн человек. В числе факторов роста комитет указывает развитие туристской инфраструктуры Петербурга, упрощение визового режима и постепенное улучшение экономической ситуации в целом.
Для петербургских ретейлеров это стало бы хорошим подспорьем, но пока о восстановлении рынка говорить рано. По данным "Петростата", в I квартале 2017 года объем петербургского рынка розничной торговли сократился на 0,6%, до 297 млрд рублей.