Город Глупов. Как снос домов в Москве был предсказан еще Салтыковым-Щедриным

Автор фото: Александр Щербак/ТАСС
Автор фото: Александр Щербак/ТАСС

Пока в Петербурге кое-что никак не могут достроить, в Москве, напротив, решили слишком активно сносить. Экономист Дмитрий Прокофьев, анализируя идею мэра Собянина об "окончательном решении квартирного вопроса", делает вывод, что удивляться нечему — все было предсказано еще Салтыковым-Щедриным.

История с окончательным решением квартирного вопроса в Москве настолько вписывается в генеральную линию государственного развития, что была предсказана великим Салтыковым–Щедриным, автором "Истории одного города".
Собственно, история города Глупова пришла к финалу в тот час, когда градоначальника Угрюм–Бурчеева осенила мысль о создании образцового поселения. "Посредине — площадь, от которой радиусами разбегаются во все стороны улицы… По мере удаления от центра они пересекаются бульварами, которые в двух местах опоясывают город и представляют защиту от внешних врагов. Затем земляной вал — и конец свету". Для воплощения этого плана город потребовалось снести. "Градоначальник с топором в руке первый выбежал из своего дома… Обыватели последовали примеру его".
Столицу начали превращать в образцовый город уже давно. Снос ларьков, платные парковки, замена маршруток автобусами и троллейбусами есть только этапы большого пути, финалом которого становится истребление пятиэтажек. Москва шаг за шагом превращается в город–мечту, но не всем суждено остаться москвичами.
Столица — единственный настоящий мегаполис в России, при этом — место сосредоточения элиты государства–корпорации, зарабатывающей на продаже сырьевых ресурсов. Для такого города не нужен средний класс обывателей, который вечно пытается перебежать дорогу перед господским лимузином. Достаточно обслуживающего персонала, который приедет на рабочие места к 8 утра общественным транспортом, а в 19 часов очистит городское пространство для вечерних начальственных развлечений.
Не думайте, что это специфически московская тема. Пионерами в деле создания города для элиты были идеологи апартеида в Южной Африке. В 1955 году в Йоханнесбурге снесли целый район Софиятаун, чернокожих жителей которого выселили в специально построенный для них пригород. Чтобы появиться в центре, черный должен был предъявить разрешение на работу. Или объяснять полиции, почему он решил обременить собой инфраструктуру, предназначенную для белых.
Коренным москвичам такое сравнение покажется обидным. Но у московской верхушки есть безошибочный индикатор разделения на своих и чужих. Фактом принадлежности к "белым" становится наличие прописки в новом доме. Всем прочим предстоит очистить помещения. Почему наличие квартиры в новых домах в центре столицы является таким важным социальным маркером? Потому, что иметь эту квартиру можно в двух случаях: либо у тебя много денег, заработанных сравнительно недавно, либо ты принадлежишь к чиновничьей верхушке. Или к потомству разнообразного советского начальства. Эта новейшая опричнина осознает себя единой группой, "расой господ", и логично хочет избавиться от посторонних в своем городе.
Подобное социальное явление ученые зафиксировали еще полвека назад в Африке. В 60–е годы ХХ века Африка была самым модным местом. Все думали, что народы, освобожденные от колониального ига, во главе которых встали образованные интеллектуалы, разовьются в нечто очень высокое. Но что–то пошло не так. Энергичным африканским президентам понравилось торговать металлом и нефтью с недавними колонизаторами. И они совсем не хотели делиться заработанным со своими соотечественниками, которых отпихнули от благ цивилизации в прямом смысле слова.
Примером здесь может служить история президента Мобуту. Он провозгласил курс на "экономическую независимость, поднятие международного престижа, отказ от западного материализма и следование морали предков". Для верного следования пути предков конголезский фюрер построил единственную в Африке взлетную полосу для сверхзвукового "Конкорда" — чтобы самому летать в Париж на уик–энд. Заодно Мобуту приказал взорвать дороги, ведущие в столицу, чтобы посторонние из джунглей не могли приблизиться к лучшему городу в Конго.
Да, взрывать дороги, ведущие в центр Москвы, никто не будет. Просто тем, кто не принадлежит к привилегированному классу, затруднят доступ в центр столицы. Для этого не надо будет патрулей — например, можно ввести какую–нибудь сложную тарифную сетку для метро, делающую проезд с окраин в центр запредельно дорогим удовольствием.
Вопрос: будет ли московский опыт распространен на другие российские города (в Южной Африке черных выгнали не только из Йоханнесбурга)? У меня есть хорошая новость: Петербургу это не угрожает, потому что он устроен совсем не так, как Москва. Но это уже другая история.