Выставка Дали в Музее Фаберже. Проект для сведущих в авангарде

Автор фото: Сергей Коньков/ТАСС

 

Привычного Дали с расплавленными циферблатами и наводящими страх на все и вся тиграми, замершими в прыжке, на выставке в Фаберже нет. Желающих увидеть хиты каталонского сюрреалиста она может разочаровать. К нам привезли проект для сведущих в авангарде: работы середины и второй половины ХХ века, объединенные интересом к Италии. Несколько холстов 1930–х встречают зрителей на входе, предваряя основную часть. Герои же этой выставки — Данте, Микеланджело и Челлини.
Гвоздь программы — иллюстрации к "Божественной комедии", созданные по заказу Итальянского института печати на рубеже 1950–1960–х. Такой заказ — большая честь. Из великих предшественников, нашедших в себе смелость проиллюстрировать знаменитую книгу, — Уильяма Блейка, Гюстава Доре и Сандро Ботичелли — Дали выбрал в качестве собеседника итальянского мастера. Пластика рисунка пером, сангина и формат листа напоминают работы Ботичелли. Впрочем, это формальное сходство. Дали с присущей ему провокативностью и эксцентричностью сравнил эти рисунки с нежной влагой на божественном сыре. Его саркастические фантазии столь же мрачны, как "Песни Мальдорора" Лотреамона, к ним он тоже сделал иллюстрации. Дантовская серия не на шутку напугала заказчика, он отказался ее публиковать на радость обожавшему скандалы Дали.
Не менее сильное впечатление производят его иллюстрации к "Жизни Бенвенуто Челлини" — автобиографии флорентийского художника, музыканта и авантюриста XVI века. Они создавались в Нью–Йорке, где Дали пережидал войну. Захватывающее повествование о герое, чья невероятная судьба с юности его увлекала, запечатлено в изысканных и дерзких рисунках.
Третья часть проекта — картины по мотивам Микеланджело, написанные незадолго до смерти. Копиистом, с которым Дали работал многие годы, были воспроизведены в увеличенном масштабе фрагменты шедевров великого итальянца: "Пьеты", "Надгробия Джулиано Медичи", "Скорчившегося мальчика". Дали исполнил на этих холстах живописные инвенции, на склоне лет завершив долгий диалог со своим кумиром. Как авангардист он считал себя героем Нового Возрождения, полемизировавшего с классическим искусством и укорененного в нем.