Цветочно–овощной спрос. Петербуржцы оказались не готовы экономить на товарах для дачи

Рынок рассады и декоративных растений для загородных участков в этом году может вырасти как минимум на 10%, прогнозируют эксперты. Петербуржцы так и не начали экономить на товарах для дома и сада.

Лидеры рынка считают, что рост объемов продаж рассады и саженцев декоративных растений в 2017 году составит не меньше 10% по сравнению с прошлым годом. При этом в предыдущие 2 года рынок показывал рост в пределах 5–7%. Алексей Крюков, гендиректор питомника растений "Алексеевская дубрава", добавляет, что за последние 2 года продажи декоративных растений увеличиваются. Он связывает рост спроса в том числе с тем, что владельцы загородных домов уделяют больше внимания дизайну своих участков.

Импортное или свое

Другие участники рынка согласны: кризис в потребительской сфере почти не отразился на рынке растений и товаров для дома. Гендиректор сети "К–раута" Артем Тараев предполагает, что наши соотечественники последнее время отказывали себе в отдыхе за границей и именно за счет этого их интерес обратился в сторону дачного отдыха и обустройства загородных участков.
Емкость рынка декоративных растений в Петербурге составляет, по оценкам бизнеса, более 12 млрд рублей в год. Сюда относятся многолетние цветы, плодовые деревья и кустарники, лиственные и хвойные растения. Основные игроки — это торговые компании, среди них "Садово–парковые растения" (СПР), "Экоплант", "Святовит", "Ботаникум" и "Динос–парк". Доля импорта составляет около 70%, за последние 3–4 года она сократилась на 10%. Из–за границы к нам поставляется продукция из Польши, Голландии, Германии, Италии, Финляндии, Бельгии.
В основном в Петербург ввозят декоративные растения и кустарники: барбарис, сосну и ель. При этом заметно сокращается доля импорта в сегменте плодовых — сейчас она составляет менее 50%. Частные покупатели и компании, которые занимаются озеленением, охотно закупают местный шиповник, чубушник, кизильник. Хорошо продаются отечественные аллейные деревья: липа, клен, рябина, спирея, говорит Алексей Крюков.
Андрей Цирук, глава компании "Витапарк", уверен, что в ближайшее время полное импортозамещение на рынке посадочного материала нам не грозит.
"Просто потому, что местные производители еще не научились делать качественный посадочный материал", — заявляет предприниматель.
В "Максидоме" отмечают, что среди саженцев декоративных растений (розы, пионы, клематисы, гортензии, декоративные кустарники, хвойники и пр.) доля импортных в сети и сейчас составляет около 90%.
Зато импортозамещение коснулось плодово–ягодных растений, здесь доля российского производства — 40%. А рассада цветов полностью местная. При этом в сети отмечают, что спрос на плодово–ягодные культуры стабилен. А вот с декоративными растениями покупатели экспериментируют. Из года в год высокой популярностью пользуются розы, гортензии, пионы, клематисы.
Сами производители саженцев, работающие в Ленобласти, уверены, что смогут нарастить свою долю на рынке. Сейчас она составляет чуть более 20%. Еще около 10% продукции завозят из других регионов, в частности из Центральной России.
Крупными производителями считаются питомники "Северная флора", питомник растений "Алексеевская дубрава", "Славянская усадьба". По данным участников рынка, новых крупных игроков за последние годы не появлялось. Руководитель агропитомника "Татьяна" Татьяна Галактионова тоже считает, что импортозамещение идет медленно, но все же идет.
"Сейчас у нас большой популярностью стали пользоваться различные виды сирени, саженцы кедра", — говорит она.
В Петербурге популярностью среди кустарников пользуются смородина, жимолость, крыжовник, черноплодная рябина. Среди плодовых деревьев — яблоня, груша и алыча.
Александра Степанова, управляющий директор ТВК «Гарден-Сити» рассказывает, что  ассортимент ярмарки перед комплексом практически полностью состоит из товаров для обустройства участка. "95% товаров – декоративные растения, цветы, саженцы и товары для ландшафтного дизайна. Говорить об итогах продаж пока рано, но мы ожидаем показателей на уровне прошлых лет", - говорит она.

Не хлебом единым

Заметной тенденцией участники рынка считают рост интереса потребителей к овощной рассаде и плодовым и ягодным культурам.
Причем эта тенденция отмечается не только в России, но и в Европе, говорит заместитель генерального директора компании "СПР" Валерий Потеха.
"С прошлого года мы в 2 раза увеличили ассортимент овощной рассады и пряных трав, так как спрос со стороны покупателей на нее растет, — говорит Артем Тараев. — Рассаду томата и перца дополняют баклажаны, капуста, базилик и мята".
"Увеличение спроса на овощную рассаду можно связать с тем, что покупатель старается сэкономить и вырастить что–то съедобное сам. Но вместе с тем люди все чаще задумываются об экологичности продуктов и именно поэтому стараются некоторые овощи выращивать самостоятельно", — добавляет глава сети магазинов "Зеленая фазенда" Людмила Мартынова.
Галина Митягина, руководитель магазина "Фабрика цветов", говорит, что чаще всего покупатели интересуются рассадой томатов, огурцов, перцев, а также кабачков и баклажанов.
Потребитель постепенно понимает, что лучше всего покупать растения, выращенные в нашем климате. У них попросту больше всего шансов удачно прижиться — так что импортозамещение двигает не только дороговизна заграничных саженцев. Действительно, сильно выросли за последнее время объемы продаж овощной рассады, в том числе не самых традиционных для петербургских дачников видов. Около 2 лет назад из–за высокого спроса на них мы дополнили ассортимент новыми позициями — спаржей, кукурузой и фасолью. Пока самой большой популярностью пользуется кукуруза.
Елена Смирнова
директор по производству компании "Славянская усадьба"
Мы не можем напрямую связать кризис, дачу и саженцы: слишком много других факторов, которые могут влиять на продажи. И надо понимать, что деревья и кусты — культуры многолетние. При этом продажи саженцев с 2012 по 2015 год стабильно росли, а в этом году затянувшиеся холода отсрочили начало сезона. В итоге если сравнивать продажи в 2015 году и 2016 году в штуках, то объем реализованных через нашу сеть саженцев сократился на 27%, но приблизительно на 10% вырос спрос на рассаду цветов.
Дарья Сергиенко
руководитель отдела компании "Максидом"