Советская классика. Выставка Георгия Верейского в Инженерном замке

 

Выставка Георгия Верейского в Инженерном вслед за ретроспективой Анны Остроумовой–Лебедевой отучит нас думать, что советское искусство — это соцреализм. Долгое время считалось, что тон в СССР задавали фигуры наподобие Дмитрия Налбандяна или Исаака Бродского. Ничего подобного: ни до войны, ни в позднесоветский период художественная жизнь не сводилась к деятельности придворных живописцев. Глядя на рисунки лауреата Сталинской премии, действительного члена Академии художеств СССР Верейского, отчетливо осознаешь, что агитки и здравницы существовали для этого сформировавшегося в кругу мирискусников графика лишь постольку–поскольку.
Ученик Бенуа, Добужинского, Кустодиева и Остроумовой–Лебедевой так хорошо знал свое дело, что любая идея была для него только привходящим обстоятельством. Верейский называл свои работы "реальными вещами". Эти произведения действительно говорят сами за себя и неподвластны идеологии.
Верейский был особенно хорош в графике. И во времена мирискусников, и в 1920–е, и после Второй мировой его талант ценился высоко. Портреты Волошина и Бенуа, Улановой и Орбели, Кукрыниксов и Мравинского в разные эпохи приносили художнику большой успех. Тем интереснее сегодня вещи, которые прежде оставались в тени. Портрет печатника Л. Чернявского эффектно выставлен вместе с литографским камнем.
Пожалуй, это лучшая экспозиционная находка на выставке, напоминающая нам о том, что Верейский был одним из лидеров Экспериментальной графической мастерской, где в раннесоветский период работали многие его знаменитые коллеги. Помимо портретов чрезвычайно интересны изящные и детально проработанные виды Харьковщины, откуда художник был родом, тонкие зарисовки, сделанные в Юкках, где он часто бывал, и, конечно, ленинградские пейзажи. Несколько работ Верейского стали символами нашего города. Как и подобает его жителю, Верейский был островитянин, раз и навсегда он отдал предпочтение Васильевскому, который боготворил всю жизнь. Виды Андреевского рынка или угла Большого проспекта и 8–й линии — района, где жил художник, — украшение выставки. Их оценят особенно те, кто знает и любит этот город.