Главное — это настойчивость

Победителем конкурса "Молодые миллионеры — 2017" стал Дмитрий Грохольский, владелец компании "Гидролекс", студент матмеха СПбГУ и неоднократный чемпион города по армрестлингу. Он рассказал о том, как открыл свое первое дело в 18 лет, как заработал $1 млн, и о ноухау на рынке теплообменников.

Как вы стали предпринимателем?

— Свои первые деньги я заработал в 12 лет. Это был единственный раз, когда я работал наемным сотрудником — грузчиком в магазине на Нарвской. У меня до сих пор сохранился бейджик, на котором так и написано: "Грузчик Грохольский Дмитрий". Согласитесь, очень интересно иметь такой артефакт из прошлого. Я рос в не очень обеспеченной семье: мама — врач, бабушка — директор школы. Мама не давала карманные деньги, а с самого детства говорила: хочешь денег — иди зарабатывай. В 14 лет я начал торговать часами: покупал их на Черкизовском рынке в Москве и продавал в Интернете и на рынке "Юнона" в Петербурге.

Помните, когда все приобрело серьезный оборот?

— В 18 лет я зарегистрировал первое юрлицо: компания занималась оптовой торговлей сантехническим оборудованием, и это направление в моей группе компаний живо до сих пор. Сейчас я владелец группы компаний, в которую входит четыре моих юрлица и несколько партнерских юрлиц, которыми я управляю. Мы начали с поставок промышленного сантехнического оборудования, затем получили заказ на поставку теплообменников, это смежные отрасли, а затем стали производить свое оборудование: энергосберегающее и экспортоориентированное инновационное и полностью из отечественных материалов — кругом одни плюсы. Но пока поставки дают больше дохода: 65% против 35% по прибыли.

Все–таки с какого момента вы ведете точку отсчета себя как бизнесмена?

— Это был момент, когда впервые заработал довольно крупную сумму денег: около $1 млн живыми деньгами. Часть этих денег я затем удачно вложил. Это было в 2014 году, и как раз этот момент и был моей точкой отсчета.

Вспомните, пожалуйста, свое решение, как предпринимателя, которым вы особенно гордитесь.

— Это как раз было в 2014 году. Несмотря на кризис, который тогда буйствовал, я открыл завод. Это решение может казаться спорным, ведь обычно в кризис заводы останавливают или закрывают. Но мне был понятен продукт, который я хотел производить, и рынок сбыта — и я рискнул. Я об этом решении не пожалел, хотя и вложил в него довольно много денег и сил.

За что вы отвечаете в компании?

— Во–первых, за мотивацию персонала. Во–вторых, за общение с ключевыми заказчиками. В–третьих — за финансовое планирование.
Я думаю о бизнесе постоянно, но физически — на переговорах, в офисе и на заводе — провожу от 5 до 12 часов в сутки.

Как вам удается отдыхать?

— Отдых — это смена деятельности. Это, конечно, спорт: гольф, плавание. И армрестлинг, которым серьезно занимаюсь с 11 лет: я неоднократно был чемпионом Петербурга по армрестлингу. Кроме того, я, например, переключаюсь на математику, то есть на учебу. Я учусь очно: на дневном бесплатном отделении матмеха СПбГУ.
Сейчас третий курс — учиться пошел только в 22 года, а потом брал академотпуск. Поэтому параллельно с бизнесом посещаю лекции и делаю задания.

Как вы считаете, любой может стать бизнесменом?

— Нет. Возраст, в котором я начал заниматься мелким предпринимательством, — это возраст формирования сознания, поэтому я вырос бизнесменом.
Но вообще это природное. У меня в школе был лучший друг — все схватывал на лету, быстрее всех решал задачи по математике, обладал феноменальной памятью и хорошим аналитическим аппаратом.
Он пытался со мной заниматься продажами часов, у него не получилось. Предпринимателем он не стал. Я думаю, чтобы им стать, необходимо умение решать одновременно несколько задач, умение работать с людьми, эмпатия, эмоциональный интеллект, смелость и настойчивость.
Настойчивость — это даже основное качество. Поэтому я, например, свое первое юрлицо назвал "Инсист": тут два смысла. И инженерные системы, и insistence — "настойчивость" в переводе с английского.

Кто такой для вас миллионер?

— На мой взгляд, это тот, про кого можно сказать "долларовый": не обязательно наличными, но в активах и имуществе. До момента первого заработка это не миллионер, это идущий к этому званию предприниматель. Конечно, есть стереотип, что миллионер тот, кто тратит на себя деньги, но я, например, за 1,5 последних года отдыхал только раз и то всегда был на связи.

То есть вилла на берегу моря — это не про вас?

— Мне комфортнее городские джунгли. Дорогая недвижимость, машины и рестораны — к такого рода удовольствиям я отношусь спокойно. У меня нет дорогостоящих хобби, я, например, очень люблю шахматы: среди моих друзей и коллег много сильных игроков, мы часто играем друг с другом. Разве вот гольф — не самый дешевый вид спорта.

Книги по бизнесу успеваете читать?

— В основном математическую литературу по учебе. Но я смотрю видеоинтервью Олега Тинькова: его "бизнес–секреты". Он молодец, потому что в виде этих передач сделал большой подарок предпринимательскому миру. Из недавнего, что я смотрел, это интервью Сергея Галицкого, основателя "Магнита". Таким вещам надо уделять внимание, чтобы формировать предпринимательское мышление.

Смогли бы вы сейчас продать бизнес?

— Компанию "Гидролекс" я бы не продал: я вижу в ней большой потенциал, потому что знаю рынок и свое преимущество. А со стороны потенциал этой компании не так заметен, поэтому никакой инвестор не смог бы по достоинству оценить мое детище.
Каким будет ваш бизнес в будущем?
— У моего основного конкурента в России только в 2015 году оборот составил 7 млрд в год, так что нам есть куда расти. Планка задана, надо завоевать 30% рынка. Рынок теплообменного оборудования очень хороший, мы по продукции обходим его по нескольким параметрам, так что это вполне возможно. Я считаю компанию "Гидролекс" стартапом, потому что наши теплообменники — это ноу–хау, о котором знают еще не все участники рынка. Рынок очень консервативный: от момента знакомства заказчика с новым оборудованием до момента закупки может пройти и год, и два. Это долгая история. Чтобы нам выйти на приличные обороты, нужно время. Думаю, нашим годом будет 2020–й. "Гидролекс" сможет сделать к этому времени пару миллиардов оборота.

Поделитесь планами развития?

— Я вижу перспективу выхода на международный рынок — через Европу. Однажды мы участвовали на выставке в Мюнхене, был огромный интерес к нашему оборудованию у компаний из Японии, Америки и Европы. Но пока мы не идем на международный рынок, потому что оформляем сейчас европейский патент. Потенциальные заказчики там у нас уже есть, оборудование действительно очень востребовано.