Фото: TASS/Nadia Luongo

Рост на диете и диабете. В Петербурге активно открываются новые магазины здорового питания

Продукты для диетического питания и здорового образа жизни все популярнее, магазинов по их продаже все больше, но много зарабатывать в узкой нише удается не всем.

Число потенциальных покупателей у магазинов здорового питания постоянно растет. Причина не только в улучшении диагностики, но и в объективном увеличении числа больных. По данным Международной диабетической федерации, в мире больны 415 млн человек, в России на начало 2016 года — 12,1 млн. Число больных целиалией (непереносимость глютена — белка злаковых) и вовсе неизвестно, согласно статистике 2012 года, оно варьируется от 3 млн до 6 млн россиян.

Крупные рестораторы начали открывать заведения в спальных районах Петербурга

Крупные рестораторы начали открывать заведения в спальных районах Петербурга

1625
Наталья Модель, Елена Домброва

Но главный стимул для роста продаж, по данным специализированных торговых сетей, — мода на здоровый образ жизни и всевозможные диеты. "Диетические продукты популярны как среди людей, нуждающихся в особом питании, так и среди спортсменов–любителей", — отмечают в пресс–службе аптечной сети "Алоэ".

Стало больше магазинов

За последний год в Петербурге появилось много одиночных магазинов, которые специализируются на диетическом и здоровом питании, вместе с ними активно ищут новые помещения сетевые форматы, которые насчитывают несколько точек: "Правильное питание", "Ешь и худей", "Экопродукты", "Худеть вкусно", отмечает Екатерина Лапина, вице–президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН.

"Магазины здорового питания ориентированы на удовлетворение целенаправленного, а не импульсного спроса, потому расположены, как правило, в отдалении от оживленных торговых коридоров, — говорит Александр Просенков, руководитель департамента street retail компании Colliers International в Петербурге, — в то же время в пешеходной доступности от станций метро, в непосредственной близости от крупных жилых массивов или мест притяжения целевой аудитории, например центров йоги".

Самая большая сеть специализированных магазинов у "Компаса здоровья" — 20 объектов, также продукцию компании можно купить в партнерских магазинах. В планах на ближайшие 2 года — удвоить сеть в Петербурге, рассказал владелец "Компаса здоровья" Алексей Обухов. У "Правильного питания" открывается на этой неделе пятая точка, а через месяц начнет работу шестая.

Емкость петербургского рынка специализированного питания игроки оценивают в 3,5–4 млрд рублей. Ежегодно рынок прирастает на 10%, этому способствует увеличение ассортимента в магазинах, дополняет Алексей Обухов. По его наблюдениям, рынок постепенно насыщается, за последние 3 года появилось много новых небольших магазинов, на сегмент правильного и диетического питания обращают внимание и крупные продовольственные сети.

Цветочно–овощной спрос. Петербуржцы оказались не готовы экономить на товарах для дачи

Цветочно–овощной спрос. Петербуржцы оказались не готовы экономить на товарах для дачи

1955
Екатерина Фомичева, Марина Васильева

Разрешили отоваривать карточки

Доля специализированного питания (безглютеновое, безлактозное, без сахара) в общем объеме продаж Helptomama составляет до 35%, доля продуктов безглютеновой группы не превышает 5% от общего оборота. В сети "Лента" тоже наблюдают рост продаж в категории функционального питания. К нему компания относит продукты без глютена, соевые продукты, продукты без сахара — в целом свыше 180 товарных наименований в разных ценовых сегментах.

Более 90% покупок данной товарной категории в магазинах сети приходится на товары российского производства, подчеркивают в пресс–службе "Ленты". В ассортименте магазинов "Дикси" представлено 25 наименований: зерновые хлебцы, общедиабетические товары с использованием сахарозаменителей, лакомства. В ассортиментную матрицу аптечной сети "Алоэ" входит порядка 200 позиций диетических продуктов.

Продажи безглютеновой продукции выросли в 3 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, говорит Татьяна Каверина, директор интернет–магазина Helptomama. Возможной причиной она считает то, что городской комитет по социальной политике ввел эту категорию в список разрешенных продуктов для продажи по соцкартам "Детская" и "Дошкольная". Также, по ее мнению, на рост продаж в этой категории влияют усовершенствование диагностики заболеваний и расширение ассортимента отечественных производителей. В ассортименте Helptomama примерно 100 наименований такой продукции, в том числе кондитерские изделия, мука, макаронные изделия. Зарубежные продукты на порядок дороже российских, говорит Татьяна Каверина.

Торговые сети, специализирующиеся на диетическом и правильном питании

Источник: данные "ДП"

Количество людей (20–79 лет) с диабетом в России

Источник: Международная диабетическая федерация, Минздрав РФ

Наценка по правилам

Продукты для правильного питания отличает более высокая стоимость по сравнению с обычными аналогами. Если у продавца нет собственного производства, наценка на стороннего производителя может составлять около 30%, отмечают в сети "Ешь и худей".

Однако торговые сети не спешат устанавливать большую наценку. "Вся категория детского питания в принципе не может относиться к высокомаржинальной группе, а с учетом продажи по соцкартам, где наценка по закону не может превышать 12%, средневзвешенная наценка колеблется в районе 15–17% в зависимости от сезона и проводимых акций", — приводит данные Татьяна Каверина. В сети "Алоэ" по внутренним правилам не делают высокую наценку на диетические товары для детей и товары, участвующие в реабилитации.

В условиях растущей конкуренции игроки ищут свою нишу. Например, у "Ешь и худей" свое пищевое производство, а также широкий ассортимент сопутствующих товаров — контейнеры для еды, шейкеры, косметика для тела, витамины, БАДы, книги и другое. "Мы не просто продаем продукты, а грамотно консультируем покупателей — продавцы обучены правилам всех популярных диет и основам правильного питания", — говорит гендиректор "Ешь и худей" Елена Пашкова.

В бизнес диетических продуктов приходит все больше молодых предпринимателей, их привлекают низкий порог входа (2–3 млн рублей инвестиций) и небольшая конкуренция. Но зачастую они недооценивают сложность этого бизнеса, думают, что можно прокатиться по оптовым компаниям, набрать товар и начать продавать, но в итоге у многих в магазинах совершенно одинаковый ассортимент, поэтому они закрываются. Средняя наценка на товары в таких магазинах — 60%. В городе в этом сегменте потенциально может быть до 200 магазинов, емкость рынка может составить 3,6 млрд рублей.
Михаил Мышалов
Собственник Сети Магазинов "Правильное Питание"
Рынок диетических продуктов и полезного питания растет на 20% ежегодно, наши продажи — примерно так же. В Петербурге мы сотрудничаем с Prisma, "Компасом здоровья", с федеральными сетями и небольшими магазинами. Наши конкуренты расширяют производство, появляется много малых производителей, которые производят, например, чипсы. Все больше людей задумываются о здоровом питании. К сожалению, увеличивается и число больных диабетом и целиакией, которым необходимы определенные продукты питания.
Кирилл Кирасиров
Генеральный Директор корпорации "Ди энд Ди"
Елена Домброва, Наталья Модель Все статьи автора
26 апреля 2017, 10:44 9410
Новости партнеров
Реклама