Перед первым матчем "Зенита" на новой арене "ДП" взглянул на стадион со всех точек зрения

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Накануне первого официального матча на новой арене на Крестовском острове "ДП" решил посмотреть на стадион даже не с четырех, а сразу с семи сторон.

Классик говорил, что ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. Нечто подобное случилось и со стадионом на Крестовском острове. Работы на нем не завершены, но его вводят в эксплуатацию, собираясь доделывать по дороге.
Уже завтра "Зенит" сыграет на новой арене первый официальный матч — против "Урала" в рамках чемпионата России. До Кубка конфедераций остается 2 месяца, а на каждой арене, где пройдут матчи турнира, должно состояться хотя бы три официальные игры.
Обуваться придется уже на ходу. До ближайшей станции метро — 2 км, парковочных мест недостаточно, съезда с ЗСД нет и не будет, про общественный транспорт никому ничего не понятно. На самой арене травы то ли мало, то ли нет вовсе, а выкатное поле то ли не въезжает, то ли не выезжает. Перечислять можно долго, но играть придется уже завтра. Впрочем, некоторые из опрошенных "ДП" экспертов уверены: по–другому и быть не могло, объекты такого масштаба неизбежно приходится доводить до ума уже после ввода.
История строительства стадиона длиной в 11 лет стала поводом и для шуток, и для посадок, и для серьезных размышлений и выводов. Из этого сериала мы узнали и о качестве строительства, и о специфике управления, и об особенностях освоения бюджетных средств. Кроме того, стадион — важнейший архитектурный и логистический объект, а прежде всего, конечно, объект спортивный. Накануне первой игры мы попросили экспертов из разных отраслей, от строительства до массовых мероприятий, подвести итоги: что получил Петербург, обретя новую 60–тысячную арену.

Архитектура

Вместо гениального стадиона построили обыкновенный

Никита Явейн, глава архитектурного бюро «Студия 44»

Я большой поклонник архитектора Александра Никольского, который проектировал стадион имени Кирова. Это была абсолютно гениальная арена, первый в мире стадион–холм. Сегодня, больше чем полвека спустя, это вошло в моду. В холмах, например, можно прятать парковки. Проект Никольского не был завершен, в частности, так и не появилось колоннады, которую он планировал, но даже в таком виде стадион был замечательным.
Это была бы и сегодня самая современная арена. Сложно придумать более экологичное сооружение. Стадион был прекрасно нарисован, неслучайно его в свое время облюбовали сноубордисты и роллеры, там были замечательные мягкие пологие абрисы. Арена была прекрасным элементом пейзажа, и ее можно было переделать, изменить: срыть холм, сделать новый, заполнить его. Мне кажется, город понес огромную потерю, утратив старую арену.
Как относиться к новому стадиону, я не знаю. Он обыкновенный, таких много. В то же время разговоры о том, что арена слишком дорогая, что все деньги украли, — это ерунда. С учетом того, что там есть полное кондиционирование, выкатное поле, раздвижная крыша, цена вполне адекватна по западным меркам. Даже простенькие арены вроде варшавской стоят 300–400 млн евро, а там нет ни кондиционирования, ни прочих наворотов.
Другой вопрос: нужны ли эти навороты, не нужно ли было сделать часть трибун временными, чтобы после чемпионата мира их разобрать? На "Петровском", который я очень любил, с трудом собирались и 20 тыс. зрителей. Не надо было впадать в гигантоманию: играть при пустых трибунах — это тяжело. Я не верю, что "Зенит" когда–либо будет собирать по 50–60 тыс. зрителей. И в будущее этой арены как концертной площадки мне тоже верится с трудом. Что это за Мадонны такие, что будут собирать в Петербурге столько зрителей? Это мания величия, которая пришла к нам из начала 2000–х, когда все гнули пальцы.

Строительство

Чехарда подрядчиков грозит неприятными сюрпризами
Дмитрий Еременко, генеральный директор компании «Трубы Hobas»:
Обратите внимание: крупнейшие стройки в Петербурге ведут турки и итальянцы. Мы утратили умение управлять проектами такого масштаба. Строить серийные дома еще получается, там все идет по накатанной, но сложные объекты без постоянных вливаний мы делать разучились. Мы можем строить стадион, только если есть бюджетный мешок, из которого можно черпать до бесконечности. Как только эта возможность пропадает, план начинает рассыпаться.
На бюджетных проектах воскрес советский рудимент. Необходимо работать по утвержденным бумажкам. Из всех утвержденных бумажек выбирается самое дешевое решение. Но не факт, что это решение можно реализовать. Ресурсы нужно планировать с некоторым резервом на всякий случай. А у нас 328 проверяющих следят за тем, чтобы цена была минимальной, и эта практика вымывает необходимый запас.
В Советском Союзе работала простая система: есть бетоний, есть чугуний. Бетоний стоит 10 рублей, чугуний — 20 рублей. Производители бетония и чугуния были обязаны продать его по этой цене. Сейчас в смету тоже закладывается бетоний по 10 рублей, но купите ли вы его за эти деньги? И какой именно бетоний вы за эти деньги купите, если и технические условия бывают разными, и соблюдать их можно тоже по–разному?
Вместо того чтобы реализовывать единый проект, мы делим его на кусочки. На каждом кусочке необходимо поставить штамп "утверждено", и должна быть утвержденная цена. А можно ли потом из этих кусочков собрать что–то целое — никто не знает.
Когда чехарда подрядчиков становится нормой, это указывает не столько на то, что подрядчики плохие, сколько на "качество" планирования.
Когда один подрядчик за другим вылетают с объекта с невыполненными обязательствами, это создает серьезную проблему. Что там в итоге–то получилось, какие сюрпризы нас ждут? Этого никто не знает и не может знать.

Футбол

"Зениту" потребуется время, чтобы обжить новую арену

Геннадий Орлов, спортивный комментатор:

В историю города и клуба "Петровский" войдет как арена, где "Зенит" выиграл четыре из пяти чемпионских званий. Лишь чемпионство 1984 года было завоевано на стадионе имени Кирова и в СКК. "Петровский" — намоленное место с большой историей, в которой кроме футбола был и хоккей, и Игры доброй воли. Я играл там и за "Зенит", и за "Динамо", а потом вел оттуда столько репортажей. Для меня это вообще родной дом.
От нового стадиона требуется одно: быть комфортным. Недавно открытая арена в Краснодаре высоко подняла планку. Там места с подогревом, но нет крыши, а на нашей арене она есть. С другой стороны, многие работы на Крестовском острове еще только предстоит сделать. И стадион, и большую территорию вокруг него нужно будет обжить. 62 тыс. человек придут на стадион только тогда, когда "Зенит" будет играть в Лиге чемпионов и лидировать в чемпионате России. Сама по себе новая арена тоже может придать команде сил и эмоций. С другой стороны, сейчас "Зенит" там не тренируется, и для него это пока что такой же чужой стадион, как и для "Урала", с которым "Зенит" будет завтра играть. Я вам как футболист скажу: к любому полю нужно привыкать. Так что "родными стенами" пока будут только болельщики.

Болельщики

Люди будут приходить, если это будет удобно

Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики:

Стадион строили очень долго, но опасений, что его так и не построят, у меня не было. Вопрос был только в том, какой ценой это будет сделано. Стоимость строительства неадекватна тому, что построено. Хотя эстетически мне все нравится. Новая арена, конечно, украшает город.
Я буду скучать по "Петровскому", мне там нравилось. С другой стороны, в детстве я ходил вместе с родителями на стадион имени Кирова, и этот выбор места для меня тоже понятен.
Второй, кроме объема потраченных денег, вопрос к стадиону — это парковки. Однажды я был на Allianz Arena в Мюнхене, и мне бросилось в глаза гигантское количество парковочных мест. Где будут парковаться у нас, я не понимаю. Если на стадион реально придут 62 тыс. человек, на Крестовском острове будет коллапс.
Впрочем, я не уверен, что "Зениту" удастся собирать полный стадион. Больше чем на 40 тыс. человек рассчитывать не надо. Все будет зависеть от того, насколько комфортно людям будет приезжать. Это и про парковки, и про метро, и про общественный транспорт. Если добираться и выбираться будет сложно, второй раз туда никто не приедет.
А ложу на новом стадионе я еще не купил и пока не собираюсь. Мне нравится смотреть игру с обычной трибуны.

Логистика

Перевозчики должны заработать на стадионе

Кирилл Иванов, глава ассоциации «Дормост»:

Когда на том же самом месте располагался стадион имени Кирова и на нем проходили футбольные матчи, на Крестовском острове не было вообще ничего — ни метро, ни парковок. И ничего, как–то справлялись. Болельщики шли пешком через парк, дышали свежим воздухом, приходили в себя после матча. Нельзя же ждать, когда прикрутят последний винтик, и только после этого запускать арену.
Однажды я прилетел в Прагу, взял такси, и по дороге из аэропорта мы встали в пробку. Рядом — свободный свежевыкрашенный автобан. Я спросил у таксиста, почему мы не едем там. Отвечает: там еще не открыли движение, не все мелочи еще доделали. Там такой подход: пока последний винтик не готов — все стоят и жмутся. У нас же, наоборот, пошли навстречу, чтобы побыстрее запустить объект в эксплуатацию, протестировать его. Граждане хотят иметь стадион — ну так пусть хотя бы примут участие в этом тестировании. Нужно понять, где узкие места, чтобы их расшить.
Люди ходят на футбол в том числе и для того, чтобы выпить пива, поэтому мне не кажется, что вопрос о парковках будет основным. Что касается съезда с ЗСД, то это просто нереально. Один такой съезд, на Богатырский проспект, уже сделали, теперь там круглосуточная пробка. ЗСД — это магистраль, она не должна стоять. Иначе у нас получится, как на московской кольцевой, где перед каждым съездом стоят четыре правых ряда. Станция "Крестовский остров" не самая заполненная, и, как раз когда зрители дойдут туда через парк, толпа рассосется, и метрополитен спокойно обработает весь этот поток.
Не нужно возводить стадион в ранг храма. Это в общем и целом коммерческое мероприятие, и транспорт тоже должен на нем зарабатывать. Начнутся игры, транспортные компании посмотрят, куда идет трафик, и сами предложат изменить свои маршруты таким образом, чтобы и зрителям было удобно, и транспортники заработали.

Мероприятия

Нужно довести площадку до ума

Евгений Финкельштейн, президент корпорации PMI:

Такая площадка для массовых мероприятий была очень нужна городу. Проведение концертов и фестивалей в Петербурге ограничено климатическими условиями, а закрытый стадион позволяет решить этот вопрос. При наличии такой крупной площадки мировые звезды могут заезжать к нам напрямую, минуя Москву, и потом ехать дальше.
Говорить конкретнее пока тяжело. Когда стадион проектировали и строили, никто не привлекал специалистов нашей отрасли. Поэтому я пока не понимаю, как будет вестись их концертная деятельность и какой там, к примеру, звук. Мы только начинаем эту работу.
Какие именно мероприятия можно проводить на стадионе? Да какие угодно. Посмотрите на Певческое поле в Таллине: там проходят и пивные фестивали, и фестивали классической музыки и фольклора. Будет площадка — будут рождаться и тестироваться все новые идеи. Те, которые окажутся востребованными, останутся.
Но любому фестивалю или концерту потребуется время, чтобы люди начали на него ходить. Многое зависит от того, как менеджеры новой площадки будут выстраивать отношения с промоутерами, создадут ли условия для гостей. Сравните с Ледовым дворцом: он расположен не в самом удобном месте, но хорошо раскручен, там проходит множество мероприятий.
Я думаю, что концерты на стадионе будут, но начнутся они не сразу. Нужно решить вопрос с логистикой: для меня пока загадка, как туда будут "заходить" 60 тыс. человек. От ближайшей действующей станции метро — 2 км. Нужно понять, поможет ли новый мост, возможен ли там водный транспорт. На настройку логистики потребуется время.
Впрочем, арена передается в управление "Зениту", а это бизнес–структура, и они, думаю, доведут все до ума. Стоимость содержания объекта будет космической, поэтому им придется делать большое количество мероприятий. У них есть для этого все необходимое.

Общество

На вопрос: "Что делать?" ответили, пора отвечать на вопрос: "Кто виноват?"

Максим Резник, депутат парламента Петербурга:

История строительства стадиона на Крестовском острове — это очень печальная история. Можно было бы и более крепкие слова использовать… Эта история где–то возмутительная, где–то с явным коррупционным душком. К тому же она еще не закончилась.
Восторги по поводу уникальности строения тонут в потоке скандалов, недостоверной информации, огромных средств, которые были потрачены, и длительных сроков строительства. По состоянию на сегодня все, что связано со стадионом, не красит наш город. И у любого петербуржца, в том числе и у меня, это вызывает не самые приятные эмоции.
В последние месяцы вопрос стоял просто: стадион нужно было достроить. Надо было сначала решить, что делать, а все остальное, в том числе и "кто виноват", — потом. Действия вице–губернатора Албина на этом этапе были вынужденными. Он вскрыл гнойник, и нас всех забрызгало этим гноем, но когда–то это нужно было сделать. Требовать идеальных решений в таких условиях было бы неправильно.
Теперь эту историю должна оценить Счетная палата. Объемы денег, сроков и скандалов требуют тщательного анализа. Стадион достроен или практически достроен, пришло время для ответа на вопрос: "Кто виноват?" Не исключаю, что мы направим депутатский запрос в Счетную палату и попросим их разобраться во всей этой истории от самого ее начала. Работа над ошибками должна быть проведена.
Первый матч "Зенита" на новом стадионе уже не будет иметь значения для борьбы за чемпионство. Тем не менее надо побеждать. Будем надеяться, что "Зенит" начнет этот этап своей истории с побед, и, может быть, это хотя бы немного изменит негативный фон вокруг стадиона.