Как только в стране мелеют финансовые потоки, регионы начинают проявлять своеволие

 

Странные дела стали твориться в российских регионах: на этой неделе, например, в двух крупных городах, Омске и Владивостоке, губернаторы не смогли добиться назначения своих протеже в мэры. В столице Приморья мэрия зловредно проигнорировала Владимира Миклушевского, назначив исполняющим обязанности (мэр Игорь Пушкарев уже год как под арестом) человека из совершенно другого лагеря. В Омске мэра должны были избрать депутаты, но выборы вовсе не состоялись за отсутствием кандидатов — на основного, от губернатора Виктора Назарова, завели дело, остальные сняли кандидатуры.
Везде, говорят эксперты, интриги. Местные влиятельные группы противостоят губернаторам, а губернаторы ничего не могут поделать. Роль полпредов и кремлевских кураторов остается невыясненной.
Беда. Еще в какие дремучие годы Владимир Путин провозгласил в России построение вертикали власти, 17 лет ее всячески укреплял и сколачивал — и на тебе! Как–то раньше считалось, что кто против губернатора, тот против Путина, инакомыслящих мэров выжигали каленым железом, а теперь оказывается, что все это блеф и фикция.
И у самого президента что–то в последнее время не ладится с вертикалью. Главы регионов осыпаются в отставку гроздьями, уголовные дела, которые раньше были из ряда вон выходящей редкостью, стали нормой жизни, и только слепой не заметил, что главу Марий Эл Леонида Маркелова отправили под арест уже после того, как Путин публично пообещал ему переход на другую работу.
Неудивительно, что в мэры Омска — не последнего в стране города — никто не хочет идти, а губернаторов приходится искать исключительно в Москве, и хорошо если хоть уроженца тех мест удается найти. Сплошные пороховые бочки же. Хорошим губернатором в глазах Путина является один только Рамзан Кадыров, но путь Кадырова — он не для всякого губернатора или мэра подходит. Да и того президенту приходится лично с Игорем Сечиным мирить — если уж вертикаль в этом месте треснет, то может и не выдержать.
Вертикаль вроде бы не отменяли, но на постоянное ее подлатывание уходит все больше сил и времени. Иногда уже и не успевают. В обмен на управляемость регионы требуют одного — денег, денежный трубопровод с самого начала был прикручен к вертикали. Но их нет. Премьер–министр Дмитрий Медведев на днях, выступив в Госдуме с умиротворяющим докладом, в конце концов не выдержал и рубанул с трибуны: "Я сегодня все смягчил… но давайте на землю опустимся все! Мы в каких условиях живем? Финансы закрыты! Блокада! Нефть упала в 2 раза! Ничего не изменилось!"
"Дайте универсальный рецепт, если порулить готовы — что делать дальше? Деньги найдите дополнительные, — развел руками премьер. — Давайте вместе помогать стране, а не реализовывать политические амбиции". Другими словами — мы 17 лет рулили и вырулили куда–то туда, где уже все равно никто не знает, что делать, поэтому мы у руля и останемся. Неплохой план, но если нет пряника, то одного кнута, кажется, уже маловато.