Как открыть производство криосаун за пять шагов

Александр Баранов развивает собственный бизнес и одновременно преподает в ИТМО. В год его компания продает около сотни криосаун — 75% из них экспортируют в разные страны.
Автор фото: Интерпресс
Александр Баранов развивает собственный бизнес и одновременно преподает в ИТМО. В год его компания продает около сотни криосаун — 75% из них экспортируют в разные страны.
Автор фото: Интерпресс

Ученый Александр Баранов превратил свои исследования в области криотерапии в бизнес с оборотом более 36 млн рублей в год. Его компания, хоть и остается малым предприятием, экспортирует свои товары по всему миру. Сотни петербургских криосаун купили клиники Израиля, Украины, Италии, Японии и других стран.

У ООО "НПП "Крион" долгая история становления: еще в 1986 году сотрудник Университета пищевых технологий (СПбГУНиПТ) Александр Баранов начал разработки в области криотерапии, в 1992 году он основал компанию, а в 1994–м испытал первую криосауну производства фирмы. Минздрав зарегистрировал разработку фирмы только в 2000 году. "Стартового капитала у нас не было, хотя с ним, конечно, было бы проще, — вспоминает Александр Баранов. — Было время, когда мы днем собирали холодильники, чтобы заработать, а вечером занимались своими проектами".

Ледяное лечение

Криосауна — это закрытая кабина в форме цилиндра, пациент стоит в ней так, чтобы голова оставалась сверху. Процедура криотерапии заключается в том, что 2–3 минуты в кабину поступает азот, охлажденный до температуры минус 140–170°C. Это помогает от различных болей, псориаза, такой метод активно используют в спортивной медицине и др. По ощущениям это похоже на прыжок в ледяной бассейн после бани — холодно, но бодрит.
Сейчас в ООО "НПП "Крион" работают 18 сотрудников, в основном выпускники Университета ИТМО, где преподает Александр Баранов. Полного цикла производства у фирмы нет: владельцы считают, что удобнее размещать заказы на изготовление деталей на других производствах. Самостоятельно в компании осуществляют разработку, проектирование и сборку. Выручка фирмы, по данным СПАРК, — более 36 млн рублей. Фирма производит около сотни криосаун в год. Часть продукции поставляют на экспорт: российские криосауны гораздо дешевле зарубежных. "Причем покупатели у нас есть, как ни странно, даже в Японии, для многих удивительно, что технику везут в Японию из России", — отмечает Александр Баранов. Он добавляет, что российские покупатели — это в основном санатории и медицинские центры, а на Западе криосауны покупают чаще косметологические салоны. В начале 2017 года у НПП "Крион" появился дистрибьютор в Австралии.

Затратный азот

В России несколько производителей криосаун и гораздо больше дилеров и дистрибьюторов этой продукции. Среди участников рынка — ООО "ГРАНД–Крио", ООО "Криомедтех", Завод криогенного оборудования и другие. Кроме того, в Петербурге около 136 салонов красоты и клиник предлагают криотерапию. В компании Cryofree считают, что доход от продажи услуги криотерапии может составить около 300 тыс. рублей в месяц. Основные затраты — это электроэнергия, зарплаты операторов и расходные материалы, в том числе азот.