Москва впервые за 10 лет обойдет Петербург по обеспеченности торговыми площадями

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

В этом году в Петербурге не откроется ни одного нового торгового комплекса. На этом фоне Москва впервые с 2006 года может обойти Северную столицу по показателю обеспеченности торговыми площадями на душу населения.

В начале 2017 года доля вакантных торговых площадей в городе достигла минимального уровня за 2 года, подсчитали специалисты компании JLL. В качественных торговых центрах Петербурга этот показатель за I квартал 2017 года снизился на 0,4 п. п. и достиг 5,6%.
Брокеры связали это явление с растущим спросом со стороны арендаторов. Дело в том, что в 2017 году в Петербурге не запланировано открытие новых торговых центров, а появление новых объектов ожидается лишь во второй половине 2018 года. В прошлом году в городе начали работу только два объекта — ТРЦ "Охта Молл" и вторая очередь комплекса "Порт Находка".

Столица догоняет

Всего в городе работает 58 качественных торговых центров, их совокупная арендопригодная площадь составляет более 2,2 млн м2. Таким образом, на 1 тыс. жителей приходится 427 м2 торговых площадей. По обеспеченности торговыми центрами на душу населения Петербург пока еще опережает Москву, однако ситуация может измениться уже к концу года: если в столице будут введены все заявленные ТЦ, то обеспеченность москвичей торговыми площадями достигнет 430 м2 на 1 тыс. человек. Пока этот показатель в столице составляет 407 м2.
Таким образом, Петербург впервые за 10 лет рискует уступить Москве в рейтинге обеспеченности торговыми центрами. Такого не было с 2006 года. В 2005 году в Петербурге было 54 м2 на 1 тыс. жителей, в Москве 115 м2, а в 2006 году в результате значительного объема ввода торговых центров Петербург оказался в лидерах (178 м2 в Петербурге против 158 м2 в столице).
"Я приветствую этот тренд, петербургский рынок уже насыщен торговыми площадями, и потребителям достаточно торговых центров, — убежден управляющий партнер Fort Group Максим Левченко. — Открытие новых ТЦ будет приводить к каннибализации трафика".

О борьбе говорить преждевременно

По оценке управляющего по развитию розничной сети Palmetta Дмитрия Ивакина, недостатка торговых площадей в Петербурге пока нет, у ретейлеров есть выбор.
Увеличение спроса со стороны арендаторов чувствуется, обращает внимание коммерческий директор сети магазинов BAON Анна Сироткина. "В хороших торговых центрах конкуренция за помещения была всегда, к тому же в последнее время арендодатели заговорили о росте арендных ставок. Возможно, это связано с укреплением курса рубля. Но на потребителях это пока не сказалось: февраль был очень плохим практически у всех ретейлеров", — подчеркивает топ-менеджер.
Директор департамента развития Melon Fashion Group (бренды Zarina, befree и Love Republic) Игорь Мальтинский тоже не видит предпосылок для дефицита торговых площадей.
По оценке Максима Левченко, слабые игроки по-прежнему продолжают уступать помещения в торговых центрах сильным брендам, и отсутствие планов девелоперов на новые объекты в этом году не сказывается на росте конкуренции.

Меньше одежды

В I квартале в качественных торговых центрах Петербурга открылось на 22% больше магазинов, чем закрылось. Открытия преобладали над закрытиями во всех сегментах, за исключением одежды и спортивных товаров.
"В Петербурге с начала года были закрыты все магазины сети одежды Takko Fashion, которые являлись мини-якорями в торговых комплексах города и занимали до 900 м2 каждый. Пока ни в одном из этих помещений новые магазины не открыты, — поясняет руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев. — Отрицательный показатель поглощения площадей в сегменте спортивных товаров связан с постепенной реализацией анонсированных ранее планов по уходу сети Intersport, а также с оптимизацией сети Adidas".
Что касается ситуации с новыми ТЦ, то они появятся не раньше середины 2018 года. Из ближайших заявленных к открытию в Петербурге объектов можно назвать ТРЦ "МЕГА Новоселье", ТРЦ Hollywood и "Fashion House аутлет-центр". Некоторые торговые центры ждет расширение площадей, например ТРК "Заневский каскад" и Outlet Village Pulkovo. В случае осуществления всех планов, анонсированных девелоперами, суммарный прирост качественных площадей в ближайшие несколько лет может составить более 750 тыс. м2 (GLA — 480 тыс. м2).