Дозвониться до клиентов. Зачем банки запускают виртуальных операторов связи 

Банки запускают виртуальных операторов связи — MVNO. Так они рассчитывают привлечь новых клиентов и зарабатывать больше на уже существующих, а также сэкономить на связи.

На прошлой неделе два банка объявили о создании виртуальных сотовых операторов — MVNO (mobile virtual network operator). Тинькофф Банк договорился с Tele2 о запуске MVNO под собственным брендом "Тинькофф Мобайл". Банк будет использовать сеть радиодоступа и инфраструктуру Tele2, но создаст собственный код сети, базу телефонных номеров, sim–карты, тарифы и набор услуг. Sim–карты будут распространяться через собственную сеть представителей в России как для существующих клиентов банка, так и для новых. Тинькофф Банк занимает на сегодняшний день 10,6% доли рынка кредитных карт, всего у банка более 5 млн клиентов.
Как заявил председатель правления Тинькофф Банка Оливер Хьюз, за счет собственного MVNO банк рассчитывает расширить перечень услуг для существующих клиентов, привлечь новых и оптимизировать часть расходов по обслуживанию клиентов.
"В долгосрочной перспективе это направление станет еще одним источником некредитного дохода для нашего бизнеса", — прокомментировал он.

Виртуальная связь

MVNO — это оператор сотовой связи, который использует имеющуюся инфраструктуру другого оператора, но продает услуги под своей маркой. Сегодня такой связью пользуются, по оценке аналитического агентства "ТМТ Консалтинг", около 4 млн абонентов — это 1,5% всего рынка связи. При этом большинство абонентов контролируется одним игроком — оператором Yota, который обслуживает примерно 2 млн человек и принадлежит "МегаФону". Всего сейчас в России MVNO используют около 40 компаний.
Первым банком, задумавшимся о запуске виртуального оператора, стал Сбербанк, который также договорился с Тele2. Проект находится в высокой стадии готовности, сообщили в Tele2. Известно, что прошлым летом Сбербанк раздал для тестирования sim–карты своим сотрудникам и части клиентов. В Tele2 планируют поставить запуск MVNO–партнерств на поток.

Поймать сигнал

Для сотовых операторов интерес к MVNO–партнерствам понятен: наращивание абонентской базы, которая растет очень медленно (см. график), и экономия на маркетинге за счет использования сторонних брендов.
Для банков MVNO позволит сократить отток клиентской базы за счет пакетных услуг и сэкономить на услугах связи. По статистике, push–уведомления используют единицы процентов клиентов, отмечает финансовый аналитик ГК "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин. Так, по оценке аналитического агентства "ТМТ Консалтинг", банки ежемесячно тратят на рассылку sms более 1 млрд рублей: больше всего тратит Сбербанк. "Также сами услуги связи станут значимой статьей доходов, — говорит Тимур Нигматуллин. — У MVNO–оператора Тинькофф Банка хорошие шансы занять значительную долю рынка за счет предложения услуг своим клиентам. В 2016 году банк выпустил 1,36 млн кредитных карт — в 2,1 раза больше, чем в 2015 году. До 5–10% их владельцев могут перейти на MVNO". По его словам, чтобы запустить виртуального оператора, Тинькофф Банку понадобится примерно $15 млн.
По оценке генерального директора аналитического агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, в партнерстве Тинькофф Банка и Tele2 банк будет получать до 50% доходов от трафика с каждого абонента. "Тинькофф Банк выдает ежемесячно примерно 1,5 млн кредитных карт, — говорит он. — Так как sim–карты будут распространяться по тому же каналу, думаю, он сможет подключить к MVNO примерно 20% от этого числа". Если учесть, что средняя выручка с одного платящего пользователя смартфона (ARPU) сейчас составляет примерно 400–450 рублей в месяц, то Тинькофф Банк может получить 0,5 млрд рублей прибыли от виртуального оператора ежегодно. Также с помощью MVNO банки смогут повысить и безопасность платежей. Если клиент банка будет подключен к его MVNO, то мошенники больше не смогут подключаться по дубликату sim–карты к мобильному банку.