Как живет рынок аутлетов в России

 

Автор — управляющий директор Fashion House Group
Наша компания Fashion House Group (один из ведущих игроков на рынке аутлет–центров Европы) пришла в Россию в 2008 году. Мы приобрели два участка под строительство торговых комплексов в Москве и Петербурге и начали работы на столичном проекте. В 2013 году построили первую очередь, но наступил кризис, и пришлось подкорректировать планы. В итоге решили, что строительство второй очереди в Москве менее рискованно, выход на петербургский рынок несколько отложился. И вот после запуска второй очереди Fashion House Outlet Centre Moscow на Ленинградском шоссе мы приступаем к строительству петербургского объекта. Сейчас там уже готовы все коммуникации, инженерная инфраструктура, построены развязки и дорога. Осталось возвести само здание аутлета, которое займет 37 тыс. м2.
Общую сумму инвестиций мы оцениваем в 45 млн евро, половина из которых уже вложена. Ожидаем, что в мае следующего года строительство будет завершено. Профессиональных аутлетов в стране практически нет, так что нет и конкуренции. При этом потребность в таких центрах высокая. У крупных одежных сетей нереализованными остаются около 10–25% товаров: то есть, например, если в сети 300 магазинов, ей потребуется 30 дисконт–точек. Поэтому многие ретейлеры приходят к аутлетам. В США за 30 лет развития этого рынка открылся 201 аутлет, в Британии за 20 лет — 40, в России за 4 года — пять. По нашим расчетам, один большой аутлет–центр открывается в расчете на 2,5 млн жителей.
Почему же российский рынок так слабо развит, притом что потребность в аутлетах есть и у потребителей, и у одежных сетей? Дело в том, что аутлет–центрами не просто управлять. Если обычные торговые комплексы предоставляют своим арендаторам условно услуги по аренде, охране, уборке и так далее, то здесь все сложнее. Мы занимаемся поддержкой, обучением наших арендаторов, предоставляем многие системные и программные решения, торговое оборудование, проводим с ними серьезную работу. Структура арендной платы в нашем аутлете помимо минимальной арендной ставки базируется на проценте с товарооборота, что делает ретейлеров менее зависимыми от курсовых колебаний.
Вторая причина — особенности самой концепции. В обычном брендовом магазине вы всегда можете подобрать себе вещь нужного цвета и размера. Даже если вы найдете ее в Интернете, то она будет ждать вас в магазине. С аутлетами иначе: покупатель играет в лотерею, долго и упорно ищет то, что ему подойдет. Если в обычном торговом центре покупатель в среднем проводит всего 40 минут, то в аутлете — 2–3 часа. Мы открыли аутлет в Москве перед кризисом, и это однозначно удачное время для нашего формата. В кризис количество товарных остатков увеличивается, и у сетей растет потребность в сотрудничестве с аутлетами.
Клиенты стремятся покупать одежду как можно выгоднее, и аутлет со сниженной ценой для многих становится выходом. Пока продажи в фешен–ретейле падают, мы растем. Без кризиса трафик в нашем московском аутлете год к году вырастал бы на 15%, а с учетом экономической ситуации мы имеем рост не менее 30%.