Чушь и какие-то бумажки: что Медведев ответил Навальному. Комментарий

Автор фото: Ермохин Сергей

 

Дмитрий Медведев впервые отреагировал на расследование Фонда борьбы с коррупцией. Премьер-министр назвал материалы фильма «чушью» и «какими-то бумажками», которые собраны с единственной целью — вывести молодежь на улицы и подставить под «правоохранительную машину» с политическими целями.
В чем смысл политического комментария в такой ситуации? Премьер-министр должен был либо сформулировать свою позицию, что-то объяснить, либо просто отвергнуть обвинения.
Ужас его комментария состоит в том, что он переводит стрелки на личность оппонента: «Ах, Навальный сам хочет власти». Но ведь электоральная демократия и предполагает, что конкуренция политиков за власть и их взаимные обличения приводят к очищению власти: те, кого доказательно обвиняют, после этого не попадают во власть.
Комментарий Медведева — это не возражение по сути («нет, моя связь с такими-то гражданами не доказана»). Медведев обвиняет Навального в том, что тот «открыто призывает сделать его президентом». Ну и что из этого?
Мы можем констатировать непроработанность аргументации премьер-министра. Возможно, власти этот вопрос представляется не таким уж и важным. Единственное, в чем тут есть смысл, так это то, что неловкость и слабость имиджа Медведева в нашей странной политической логике — это «плюс». Медведев не является угрозой Путину, ему не страшно ошибаться, а если понадобится — Путин поможет ему с рейтингом.  
В обществе есть сторонники Медведева, сторонники Навального и колеблющиеся, причем последних подавляющее большинство. Что касается первой из групп, то только очень твердых сторонников Медведева (и очень ярких противников Навального) убедят сегодняшние заявления. Что до сторонников Навального, то для них слова премьер-министра станут только подтверждением тезисов оппозиционера.
И главное, что эти аргументы вряд ли убедят колеблющихся, даже тех из них, которые по умолчанию склоняются к поддержке власти. Есть аудитории, на которые все еще работает тезис «политик N рвется к власти, следовательно, он плохой», но с каждым годом эффективность этого тезиса снижается.
Валентин Бианки — политолог