Трезвый расчет. Как открыть винную школу за пять шагов

Автор фото: Архив ДП

Предпринимательница Татьяна Шарапова уже 13 лет учит петербуржцев разбираться в вине. Ее школа сомелье была одной из первых на петербургском рынке, и за время работы курсы прослушали более 1,5 тыс. учеников. Сейчас годовой оборот школы Pro Sommelier составляет около 7 млн рублей.

Винную школу Pro Sommelier основала в 2004 году Татьяна Шарапова, специалист по оценке виноградников, проб почвы и вина (энолог), работавшая раньше в виноторговле. За 13 лет работы курсы школы прослушали более 1,5 тыс. человек. Своего помещения у компании нет, несколько лет школа на время занятий арендовала залы в винном бутике, чтобы сократить затраты, а с 2012 года занятия проходят в ресторане "Палкинъ" на Невском проспекте. Там школа арендует винотеку площадью 104 м2. Pro Sommelier отличается от остальных участников рынка формой организации — это СПб РОО "Гильдия сомелье Санкт–Петербурга", а Татьяна — председатель правления.

Редкие кадры

Стартового капитала у школы почти не было — расходы на организацию с нуля были такими же, как и текущие: аренда зала, закупка образцов для дегустаций и зарплаты преподавателей. Самая первая группа не принесла заработка, но уже вторая, численностью 25 человек, была финансово успешной. Сейчас выручка школы, где в год обучают четыре группы по 20–30 человек, — 5–7 млн рублей в год. В школе занимаются сомелье, официанты, технологи, продавцы винных магазинов и любители вина.
"Самое сложное в организации школы — это кадры, — говорит Татьяна Шарапова. — Нужны специалисты, подготовленные по ресторанному сервису, винной географии, к тому же нужен педагогический талант. Таких единицы". В штате компании четыре преподавателя: сама Татьяна, Егор Алешков, шеф–сомелье ресторанов Ferma и "Чайка", Надежда Федосеева, сомелье и дегустатор, и Евгений Кожухов, управляющий рестораном "Палкинъ".
"По просьбам иногородних абитуриентов мы снова запустим экспресс–курсы, от которых отказались несколько лет назад, — говорит Татьяна Шарапова о планах школы. — Влияние кризиса было ощутимым в 2015 году: у импортеров постоянно менялись цены на вино, студенты вносили оплату частями. Но при этом кризис вызвал рост интереса к отечественным винам".

Места еще есть

В Петербурге девять винных школ (WineJet, "Энотрия", школа Лиги сомелье, "Академия вина" и др.), кроме того, сомелье часто проводят собственные лекционные курсы. Объем рынка оценивают в 350 млн рублей в год.
"Во время кризиса 2014 года спрос на наши услуги резко упал, желающих узнать о вине "для себя" как ветром сдуло. Зато стали появляться винные бары. Мы увидели эту тенденцию и запустили бизнес–курс", — рассказывает директор школы WineJet Евгений Эргардт.
Владелец WineJet Кирилл Бурлуцкий уверен, что место на рынке есть еще для пяти–шести компаний. "При этом поначалу мы проводили лекции по бартеру в гостиницах, но конкуренция привела к росту качества: теперь с самого начала нужно иметь красивый сайт и площадку", — считает он.