Военные вызывают в суд. Минобороны подало иск к Северной верфи на 172 млн рублей

Автор фото: Никольский Алексей/ТАСС
Министр обороны РФ Сергей Шойгу дисциплинирует промышленников.

Минобороны требует с Северной верфи 172 млн рублей за неисполнение контракта. Военные предъявили промышленникам исков на 9 млрд рублей, что вдвое больше, чем год назад.

Минобороны предъявило судостроительному заводу "Северная верфь" иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам поставки на 172 млн рублей. Московский арбитраж назначил разбирательство по делу на 4 мая.
Сумма иска для верфи критичная, так как предприятие работает в убыток — за 9 месяцев 2016 года он составил 403 млн рублей.
Похожие иски получают многие оборонщики, в том числе и партнеры Северной верфи по кооперации.
С приходом Сергея Шойгу военное ведомство круто взялось за повышение исполнительской дисциплины в оборонно–промышленном комплексе: ежеквартально проводятся дни военной приемки, на них промышленники докладывают о результатах министру.
Одновременно с этим военные юристы заваливают промышленников исками о взыскании неустоек за несвоевременно выполненную работу. Только за I квартал 2017 года Минобороны предъявило промышленникам более 200 исков на сумму свыше 9 млрд рублей. Для сравнения: за тот же период 2016 года было подано меньше 100 исков на 4,9 млрд рублей.

Долго ждем

Иск к Северной верфи возник из–за несвоевременной сдачи судна тылового обеспечения "Эльбрус", заложенного еще в ноябре 2012 года. Военные рассчитывали его получить в ноябре 2014–го.
Есть вопросы к Северной верфи и по боевым кораблям. Так, военные не очень довольны сроками строительства головного фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" проекта 22350. Его заложили 1 февраля 2006 года, а передать Военно–морскому флоту планировали еще в 2012 году.

Позиция железобетонная

Срыв сроков — одна из причин смены руководства верфи. Вице–президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев, возглавивший Северную верфь в феврале 2017–го, обещает передать фрегат в июне этого года, а "Эльбрус" до конца года.
Во второй декаде марта "Горшков" покинул Северную верфь для прохождения заключительного этапа государственных испытаний. "Будут проведены те испытания, которые мы не завершили в 2016 году. Сейчас корабль находится в Балтийске, готовится к инспекции мореплавания, — говорит глава верфи. — Корабль прошел ревизию. Вся техника готова. Вышли в море. Будем проверять то, что не доделали. На 80–90% вооружение испытано. Осталось испытать один маленький элемент", — поясняет Пономарев.
Между тем на прошедшем в конце марта едином дне приемки военной техники заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов отметил, что из–за задержек выполнения АО "Концерн ВКО "Алмаз–Антей" опытно–конструкторских работ под угрозой срыва находятся сроки поставки фрегатов "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" и "Адмирал Макаров". Речь идет о новых корабельных зенитно–ракетных комплексах (ЗРК). В частности, на фрегат "Горшков" "Алмаз–Антей" должен поставить ЗРК "Редут", а новую разработку ЗРК "Штиль" — на фрегаты проекта 11356, строящиеся на калининградском "Янтаре", как ранее писал "ДП".
"Позиция у нас железобетонная: мы здесь не виноваты. Мы стали заложниками ситуации 1990–х годов, когда была разрушена производственная кооперация. Судостроительный завод получает поставки в тот технологический срок, в который должен изготовить судно. А поставщики говорят мне: так как образец новый, нужно провести испытания, поставить в срок не можем. Это вина Северной верфи? Я не получаю комплектующих, корабль простаивает. Это невыполнение обязательств всей кооперации", — говорит Игорь Пономарев.