"Яндекс" установит свои сервисы в машины АвтоВАЗа

Автор фото: Сергей Ермохин

"Яндекс" интегрирует во все машины АвтоВАЗа свои сервисы. Аналитики обещают бурный рост рынка "подключенных автомобилей" в России, и "Яндекс" может стать одним из ключевых игроков. Между тем опрос GFK показывает, что россиянам "умные автомобили" не нужны, главное требование — качество сборки.

АвтоВАЗ и "Яндекс" подписали меморандум о совместной разработке информационно-развлекательных и навигационных сервисов для автомобилей российского концерна, говорится в релизе автопроизводителя. Меморандум о сотрудничестве был подписан 15 марта в рамках Российского автомобильного форума. Стороны рассчитывают заключить договор о стратегическом партнерстве до конца 2017 года.
АвтоВАЗ в соответствии с соглашением установит системы с встроенными сервисами "Яндекса" на основную часть производимых автомобилей Lada. Сейчас концерн развивает платформу LADA Connect, связывающую автомобиль, гаджеты, информационно-развлекательные и навигационные сервисы в единое мультимедиа-пространство. "Совместная работа АвтоВАЗа и "Яндекса" ускорит развитие пользовательского опыта LADA Connect и клиентоцентрированного сервиса, который выведет общение водителя и пассажиров с автомобилем на новый уровень", — отмечается в релизе

"Яндекс.Lada"

В рамках соглашения "Яндекс" адаптирует для LADA Connect свои геоинформационные сервисы ("Яндекс.Навигатор", а также "Яндекс.Карты" и "Яндекс.Пробки"). Кроме того, в автомобилях могут появиться и медиасервисы "Яндекса" — "Яндекс.Музыка" и "Яндекс.Радио", а также голосовые технологии и "Яндекс.Браузер". "Прежде всего мы будем работать над интеграцией "Яндекс.Навигатора". Аудитория сервиса в России свыше 11 млн пользователей в месяц, в мире — более 15 млн", — пояснил глава Лаборатории встраиваемых автомобильных решений "Яндекса" Андрей Василевский.
Компании также будут совместно работать над развитием телематических сервисов и над проектами в сфере connected cars. "Мы планируем не только подключать готовые сервисы, но и предоставлять комплексное решение для автопроизводителей, улучшающее пользовательский опыт в машине за счет наших сервисов, экспертизы и технологий (навигации, музыки, голоса, компьютерного зрения и прочего)", — пояснили в "Яндексе".
В пресс-службе поисковика отмечают, что "Яндекс" рассматривает автомобильный рынок как один из стратегических. В компании планируют не только интегрировать сервисы в мультимедийные Android-системы автомобилей, но и адаптировать их под другие операционные системы и сервисы (Apple Car Play и Android Auto). "Мы уже интегрируем наши продукты в автомобили ведущих производителей. Например, недавно встроили сразу несколько сервисов в мультимедийную систему новой комплектации Toyota Camry Exclusive ("Яндекс.Навигатор", "Яндекс.Браузер" и "Яндекс.Стор"), а до этого успешно встроили "Яндекс.Навигатор" в Honda", — напомнили в "Яндексе".

Три миллиона "умных машин"

По прогнозу агентства AC&M, технологии connected cars ("подключенный автомобиль" — навигация, привязка к смартфону, встроенные коммуникационные модули и интеллектуально-развлекательные системы) уже в среднесрочной перспективе станет одним из наиболее массовых примеров реализации M2M-технологий (machine-to-machine — технологии, позволяющие устройствам обмениваться информацией, в том числе на сетях операторов).
Консенсус-прогноз экспертов AC&M предполагает, что уже в 2020 году на российских дорогах будет не менее 2-3 млн connected cars (не считая коммерческих и общественного транспорта), а на горизонте 10 лет более половины российского парка автомобилей (22 млн) будут оснащены системами беспроводной связи.
Однако на данный момент российские операторы и интеграторы только делают первые шаги в этом направлении. В 2016 году МТС объявила о совместном проекте с Toyota. По данным источников агентства, близким к МТС, оператор также вел переговоры с АвтоВАЗом и рядом зарубежных компаний. Все тот же "Яндекс" летом 2016 года подписал соглашение с КамАЗом о создании систем на основе искусственного интеллекта для грузовых машин. Поисковик, в частности, планировал интегрировать голосовое управление мультимедийными системами.
АвтоВАЗ тогда анонсировал разработку автопилота для автомобилей LADA, который "поможет в решении проблемы автомобильных пробок в крупных городах". "Беспилотное вождение — это глобальный тренд, и сейчас мы прорабатываем с нашими партнерами, как данная функция может в будущем применяться в автомобилях LADA", — заявил тогда вице-президент АвтоВАЗа по инжинирингу Харальд Грюбель.
По оценкам J’son & Partners Consulting, транспортный сегмент продолжает расти быстрее общего рынка M2M в России. В ближайшие 5 лет число подключенных устройств вырастет более чем в 3 раза. Аналитики агентства отмечают, что развитию рынка connected cars могут поспособствовать проекты по модернизации транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018. Кроме того, разрабатывается инициатива "АвтоНэт", в рамках которой к 2018 году в российских автомобилях планируется внедрение систем помощи водителю (ADAS), а к 2035 году — достижение автономности машин.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ), в 2016 году в России было продано 1,4 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11% меньше, чем в 2015 году. Рейтинг самых продаваемых возглавила Lada — 266,2 тыс. машин, что на 1% меньше показателей 2015 года. В январе-феврале 2017 года продажи автоконцерна выросли на 5% — до 36,3 тыс. авто.

Сборку давай

Согласно опросу агентства GFK, более трети (36%) онлайн-респондентов из 17 стран считают "очень важным" использование в автомобиле новых технологий для водителя (парковочный ассистент, адаптивный круиз-контроль, доступ в автомобиль и запуск двигателя без ключа), а более четверти (28%) придерживаются того же мнения относительно технологий для пассажиров (аудио- и видеостриминг и подключение к соцсетям).
При этом "умные автомобили" востребованы не в странах с высоким уровнем жизни, а в странах с высоким уровнем производства этих технологий: Бразилия, Китай, Корея и Мексика. В России внедрение новых технологий в автомобили отходит на второй план. Ключевыми характеристиками для россиян стали надежность, высокая безопасность при возникновении ДТП и качество производства.
"Если по первым двум аспектам мы мало чем отличаемся от остального мира, то качество сборки — это наш чисто российский пунктик. 78% респондентов выдвигают особые требования к качеству производства автомобиля", — отмечает отдела исследований автомобильного рынка GfK Rus Александр Кисов.
По его словам, такое повышенное внимание к качеству тянется с советских времен — тогда считалось, что даже новый автомобиль может потребовать немедленной проверки (а иногда и ремонта) сразу после его приобретения, а "экспортный" вариант считался предпочтительнее локального. "С большой уверенностью можно говорить, что с течением времени внимание к качеству производства автомобиля будет все больше отходить в тень, а на первый план для российского потребителя будут выходить такие характеристики, как экономичность, экологичность и общие расходы на содержание автомобиля", — уверен аналитик.