Свято место бесплатным не бывает

"ДП" посмотрел, как в мире вводили платный въезд в города, который теперь может появиться и в российских регионах.

Депутаты Госдумы решили внести поправки в принятый ранее в первом чтении законопроект о платном въезде в города. Они хотят ограничить зоны, где будет действовать закон, только историческими местами. Председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев пояснил: для того чтобы признать районы историческими, "законодательное собрание города или субъекта должно будет принять положение, что это место святое, и движение там будет ограничено".
В конце 2016 году Госдума в первом чтении приняла законопроект об ограничении въезда в города, разрешающий местным властям устанавливать плату за въезд в определенные зоны или за проезд по тем или иным трассам. В пояснительной записке депутаты ссылались на увеличение загруженности на дорогах и обширный зарубежный опыт. Опыт в этом плане действительно обширен, власти европейских и других городов с помощью платного въезда пытаются бороться не только с многочасовыми пробками, но и с печальной экологической ситуацией, связанной с загрязнением воздуха выхлопными газами.

Первые из платных

Пионером введения платного въезда традиционно считают Сингапур. Там в 1975 году стали продавать водителям бумажные лицензии, необходимые для проезда по тем или иным участкам. Ограничительные меры помогли снизить поток машин в центральной части города более чем на 70%. В 1998 году бумажные лицензии заменила электронная система контроля за транспортным потоком — при въезде в определенные зоны расположили электронные ворота, которые считывали информацию, необходимую для взимания платы с установленных во всех автомобилях специальных модулей.
Другой город, на пример которого ссылаются российские законодатели, — Лондон. Там в 2003 году в некоторых районах установили плату в размере 5 фунтов стерлингов в день. С тех пор тариф повышали уже несколько раз. Последний — в 2014 году, тогда дневная стоимость въезда в платные зоны достигла 11,5 фунта (при оплате до полуночи того же дня) и 14 фунтов в случае оплаты на следующий день. При этом плата не взимается с гибридных автомобилей и электромобилей.

Ограничительный референдум

В шведском Гетеборге плату за въезд в центральную часть города начали взимать в 2013 году, взяв за образец систему, действовавшую в Стокгольме. Сейчас плата за въезд колеблется в зависимости от времени суток: максимальный тариф действует с 7:00 до 8:00 и с 15:30 до 17:00.
В самом Стокгольме о платном въезде задумались еще в 2006 году. Тогда систему взимания платы за проезд по центру города тестировали на протяжении нескольких месяцев. В итоге горожане проголосовали за введение меры, которая должна была помочь бороться с дорожными пробками и улучшить экологическую ситуацию.
В 2012 году власти Милана тоже решили ввести плату за въезд в центральную часть города. С 7:30 до 19:30 автомобилисты должны были платить 5 евро, для того чтобы проехать по главным улицам. За первый день эксперимента количество машин, въезжающих в центральный район, снизилось со 122 тыс. до 77 тыс. Тогда специалисты подсчитали, что такое сокращение может снизить количество вредных веществ в воздухе на 14–37%.
Власти Италии в вопросе ограничения въезда в отдельные зоны пошли даже дальше, чем в других странах. После того как в Риме уровень диоксида азота превысил допустимые в ЕС нормы, местные власти заявили о введении так называемых экологических воскресений. Такая мера предполагала запрет на перемещение по городу на машинах и скутерах по выходным с 7:30 до 12:30 и с 16:30 до 20:30.
В Швейцарии подобные меры давно уже не являются экспериментальными. Например, в Церматт, где расположен одноименный горнолыжный курорт, въезд на автомобилях запретили еще в 1931 году. При этом в 1970–1980–х годах в городе проводили референдумы, на которых поднимался вопрос отмены существующего запрета. И оба раза жители Церматта решили ничего не отменять.