Великие троечники. Выставка "Как учились писатели" в музее Достоевского

 

Из отличников и хорошистов выходят банковские клерки и бойцы невидимого фронта. Писатели часто до учебы с детства не большие охотники. В России примером всем Пушкин, в Лицее его любили не за успеваемость. Байрон прославился не красным дипломом, а тем, что привел в свою комнату в Тринити Колледж медвежонка. Несмотря на строжайший регламент, царящий в Кембридже, в уставе не было ни слова о том, что жить с медведем ученикам запрещено. Лев Толстой и Горький в своих воспоминаниях не особо хвастаются высокими отметками. А нобелевский лауреат Бродский и вовсе окончил только 7 классов средней школы. Сам научился всему, что считал для себя должным знать и уметь.
Выставка "Как учились писатели" в музее Достоевского остроумно рассказывает о сложных взаимоотношениях писателей с народным просвещением. Главные герои — Пушкин, Толстой, Достоевский плюс дюжина их коллег по цеху подтверждают нетривиальный, но не слишком утешительный тезис: не в гимназии и не в университете учатся литературному ремеслу. И даже не в Литинституте, хотя кому–то годы, в нем проведенные, пошли на пользу. Многое дает семья, остальное — самообразование. Спорить тут, в общем–то, не с чем. Университетские корочки важнее родителям, а по прошествии времени интересны историкам.
Сюжет еще забавнее — война писателей с правилами великого и могучего русского языка. Тут тоже есть в чем упрекнуть педсостав. Рукописи самых известных произведений — далеко не всегда образцы грамотности. Иногда ситуацию спасает жена и секретарь.
Один известный современный прозаик признается, что до поры до времени терялся в хаосе русских запятых, двоеточий и тире. Редактор услышала в его прозе особенную интонацию и научила его расставлять знаки препинания против правил так, что его проза зазвучала неповторимо.
Другой любопытный сюжет — чистописание, которому раньше учили с тщанием. С нашими "шариками" и гелевыми ручками нам ни одна старая пропись не по силам. Впрочем, и тут писатели не гнались за показухой, умудрившись иногда сохранить отвратительный почерк. К выставке подготовлена остроумная детская программа: школьники могут попробовать себя в роли Толстоевских, которые учились не ахти, хотя учить других страсть как любили.