Сверхчеловек без свойств. "Защитники" режиссера Сарика Андреасяна

Автор фото: Кинопоиск

 

С фильмом вроде бы все понятно — он ставит амбициозную задачу выдумать собственных супергероев в противовес американской вселенной Marvel. Речь идет о секретном отряде, состоящем из людей, обладающих сверхспособностями, он был создан еще в советское время. Ученый Август Куратов, который все это придумал, а теперь взбунтовался и встал на путь предательства, идет походом на Москву. Спасти город могут только наши герои. Советское — значит отличное, с идеологией в фильме все понятно, но все же он не очень акцентируется на советском.
Можно сказать, фильм вообще не вдается в детали — только общие контуры, набросок, что для жанра боевика–катастрофы не самый удачный вариант: тут как в электронной игре — чем лучше детализация, тем круче. Но в любом случае, чтобы создать собственных героев — вместо Капитана Америки и Человека–паука, нужно, казалось бы, максимально подробно прописать характеры сверхлюдей. Сделать их такими, чтобы в них хотелось влюбиться и им подражать. К сожалению, влюбиться невозможно — это примерно как в анекдоте про возлюбленную десантника: "Почему ты все молчишь и молчишь, скажи что–нибудь". — "…Хочешь, руку сломаю?"
Наши сверхгерои — Лер из Армении, Хан из Казахстана, человек–медведь Арсус из Сибири и героиня, которая может становиться невидимой, — общаются примерно как этот десантник, мало и скучно. Что у них на душе после 25–летней консервации — непонятно: ничего не помнят, только прыгают, летают и машут специальными приборами. Хотя у каждого из них в фильме есть примерно 10 минут проникновенного монолога, человечнее они от этого не становятся. Монологи эти произносятся в традициях советского фильма "Отец солдата", громоздко и натужно, герои в основном жалуются на жизнь, совсем не шутят и не улыбаются — прямо как персонаж из песни группы "Ноль", который родился на улице Ленина. Слабостей у них нет, есть только сила и скорбь от утраты СССР. Почему зритель должен променять продуманную и глубоко эшелонированную вселенную Marvel на четверых с неба упавших героев — решительно непонятно.
С доктором Зло чуть лучше дело обстоит: безумный профессор поначалу лихо подчиняет себе военную технику — без помощи людей — и движется на Москву. Но враг дико подыгрывает своим противникам, поскольку не вся военная техника ему подчиняется, а только старых модификаций. Так что, собственно, особой нужды в сверхгероях нет. Авторы как будто не понимают простой вещи. Марвеловские герои — порождение свободы и демократии, как это ни пафосно звучит. Но дело не в этом. Они спасают мир, когда — внимание! — государство, официальная власть, оказывается бессильно что–либо сделать.
Американская комиксовая культура с 1930–х годов утверждает веру именно в маленького человека, а не сверхчеловека. А в нашей патриотике невозможна ситуация, когда кто–то может оказаться сильнее государства. При таких условиях пытаться создать супергероев–индивидуумов — утопия.
Смотреть этот фильм интересно только по одной причине: чтобы понять, почему собственной вселенной Marvel у нас не может быть. И почему каждый раз получается пионерский отряд.
Единственная свобода, которую могут себе позволить наши авторы в патриотическом фильме, — нанести какие–то внешние повреждения городу. В данном случае тут напрочь сносят известный московский район под названием Сити. Гипотетическому патриоту это, видимо, доставит удовольствие — что снесут именно тот район Москвы, который еще недавно считался символом капитализма в России. Но тут тоже все понятно.