В Петербурге зарегистрировано 720 религиозных организаций. Большая их часть – приходы Русской Православной церкви, принципы работы которой постоянно на слуху. Однако среди религиозных организаций города есть целых 188, относящихся к другим конфессиям. По каким принципам ведется их финансирование, разбирался "Деловой Петербург".
Спор о принадлежности Исаакиевского собора внес в общество драматичный раскол. Не вовлеченным в жаркие споры горожанам не всегда понятно, идет ли здесь речь идет о войне мировоззрений, или это лишь локальная стычка за финансовые потоки. Что характерно, в желании нагреть руки на святыне (музейной или церковной) обвиняются обе стороны конфликта.
Тем временем, в Петербурге живут и здравствуют многочисленные религиозные общины, содержащиеся исключительно - или почти исключительно - на деньги прихожан. Имущество некоторых религиозных организаций Петербурга оценивается в десятки миллионов долларов. Руководство уверяет: все на пожертвования.
Среди верующих петербуржцев, конечно, встречаются крупные предприниматели, и даже миллиардеры, но далеко не во всех приходах. Поэтому организациям, которым для поддержания имиджа нужны исторические здания в центре города, пышные религиозные торжества и благотворительные программы, все же приходится искать другие источники финансирования. Порой более изощрённые, чем обычные ящики для пожертвований. Исследовать их не менее интересно, чем вести споры об имуществе Русской православной церкви, которое, впрочем, для кого-то могло бы стать предметом другого, гораздо более обширного расследования.
Протестанты
Самая крупная конфессия в Петербурге по числу зарегистрированных религиозных организаций (РО) после православных христиан – протестанты. В городе насчитывается около сотни местных религиозных организаций разных протестантских течений, различить которые с ходу – непростая задача порой даже для самих протестантов. Единого протестантского центра ни в России, ни в других странах нет.
"До конца разобраться в протестантских религиозных организациях не получится никогда, – предупредил религиозный журналист Михаил Фатеев – Грубо говоря, направление каждого прихода определяется по настроению пастора. И к созданию централизованных организаций протестантов подталкивает, скорее, российское законодательство, а не внутренняя необходимость".
Тем не менее, стремление самоорганизоваться в протестантском сообществе прослеживается: большинство местных и централизованных организаций относятся к региональным ассоциациям, которые входят в российские союзы, а те иногда и в союзы международные.
По факту, финансово каждая из организаций все равно отвечает сама за себя и обеспечивает свою деятельность за счет пожертвований от прихожан. Поэтому централизованные организации, ассоциации и союзы часто ограничиваются подготовкой общих конференций и несколькими собственными благотворительными проектами. А о том, что происходит в каждом отдельном приходе, знают смутно.
Региональный пастор по Петербургу Северо-Западного объединения церкви христиан-адвентистов седьмого дня Михаил Конев, удивившись вопросу о том, сколько может требоваться средств на содержание прихода, объяснил: "Каждый приход выбирает сам, какие ему мероприятия проводить и в чем участвовать. Все рассказывают про свои проекты, объясняют, на что, на кого и сколько средств будет потрачено. И прихожане оказывают приходу поддержку".
Поток пожертвований вполне покрывает текущие расходы каждого прихода, поэтому в какой-либо сторонней помощи они не нуждаются, даже если среди прихожан нет крупных жертвователей.
"В нашу общину на службы 300 человек приходит, и каждый прихожанин хочет, чтобы в церкви было светло и тепло, и все оставляют, кто сколько может: бедный меньше оставит, богатый больше, – рассуждает Олег Грудистов, управляющий Центральной общиной церкви христиан-адвентистов седьмого дня на проспекте Тореза, 85. – Списка жертвующих мы не ведем, поэтому выделить среди жертвователей никого не можем".
Как уверяют руководители нескольких приходов христиан-адвентистов, вести счет затратам они тоже не привыкли: под каждый проект организуется отдельный благотворительный сбор, и еще не было такого, чтобы нужная сумма не набралась. В открытых источниках отчетность религиозных организаций не раскрывается, так что судить о финансовой стороне их работы можно лишь по косвенным признакам: размеру помещений и размаху проводимых мероприятий.
Значительная часть протестантских организаций – евангельские миссии. В большинстве своем они относятся к Российскому объединенному Союзу христиан церкви евангельской. Не исключение и самая известная – миссия "Благая весть", расположившаяся на главном проспекте города: в концертном зале "Колизей" на Невском проспекте, 100.
В 2011 году КЗ "Колизей" был приобретен Ольгой и Сергеем Голиковыми, на тот момент пасторами миссии. Здание бывшего кинотеатра оценивалось в $10 млн. Площадка кинотеатра как нельзя лучше подходит под проповеди миссии, которые напоминают, скорее, какой-нибудь популярный семинар по мотивации.
Воскресное богослужение начинается небольшим музыкальным концертом. На сцене поют – в зале пританцовывают. Старший пастор Дмитрий Шатров, уверенный мужчина в деловом костюме, появляется через полчаса. В руках у пастора нет ни кадила, ни Библии. В руках у пастора айпад. Проповедует он о евангельских религиозных ценностях в микрофон, и больше похож на ведущего, чем на служителя церкви. Служба ведется на простом современном языке с песнями и под живую музыку. Пастор говорит эмоционально, обращается к залу и рассказывает личные истории. Большой зал "Колизея" – почти на 600 мест – хоть и заполнен наполовину, пришедшие верующие живо реагируют на все происходящее на сцене. То и дело раздаются аплодисменты.
До переезда в "Колизей" в собственности "Благой вести" находился другой кинотеатр на Коломяжском проспекте – "Русь", который в недостроенном состоянии достался евангельской миссии от администрации мэра Анатолия Собчака в 1991 году. Через 11 лет после получения здания миссия открыла обещанный администрации Центр духовного возрождения, оформила на здание право собственности и начала его продавать. Продажа центра удачно совпала с приобретением "Колизея" пасторами церкви Голиковыми. Тогда у миссии, по оценкам экспертов, появилось $20 млн от совершения сделки по продаже бывшей "Руси".
Дмитрий Шатров после покупки "Колизея" Голиковыми в интервью журналистам отрицал, что миссия "Благая весть" стала собственником здания, настаивая на том, что его организация будет располагаться в "Колизее" на правах арендатора. Кроме этого, основного центра, у "Благой вести" есть три филиала в Петербурге и еще семь в Ленинградской области.
Делиться нынешними успехами и отвечать на вопросы редакции о численности приходов и наличии помощи со стороны других организаций представители миссии "Благая весть" отказались.
Однако не у всех протестантских приходов есть такие ресурсы. В самую крупную из объединенных методистских церквей – церковь "Вифания" на Московском шоссе, 17 – на службы приходит 50 человек. Пастор церкви Андрей Кузнецов уточнил: "Приходят к нам простые люди: многодетные семьи и молодежь в основном. Так что на пожертвования у них денег не особо много, и крупных меценатов для нашей церкви среди них, к сожалению, нет. Финансовой помощи от других организаций тоже нет никакой. Поэтому и здание наше недоделано – 11 лет уже строим".
Как сообщил руководитель, затраты на содержание церкви "Вифания" составляют 15 тыс. рублей в месяц. По сравнению с затратами приходов, находящихся в исторических зданиях, сумма совсем небольшая.
Братская помощь
Евангелическо-лютеранский приход церкви Святой Марии – кафедральный собор, расположенный на Большой Конюшенной, 8. Это, пожалуй, один из крупнейших и старейших протестантских центров города.
"На содержание собора уходят очень большие деньги, – поделился пастор церкви Михаил Иванов. – Не десятки миллионов в год, конечно, но миллионы набегают. Приход содержим только благодаря сознательности прихожан. Ничего дополнительно на пожертвования мы себе позволить не можем – денег, как говорится, только на выживание и хватает".
Раньше российская церковь Ингрии получала поддержку от иностранных коллег – финской лютеранской церкви и американской церкви "Миссури синод". С финскими лютеранами, настроенными более либерально, у церкви Ингрии отношения расстроились в 2002 году. Тогда в Финляндии вступил в силу закон, позволивший лицам одного пола зарегистрировать свои отношения в качестве гражданского партнерства, а Финская церковь весьма толерантно приняла это новшество. Российские лютеране оказались к такой реакции не готовы, и сотрудничество постепенно сошло на нет.
Другой партнер церкви Ингрии –"Миссури синод" – 10 лет назад активно вел свою деятельность в России, оказывая поддержку студентам лютеранских семинарий церкви Ингрии. Российские лютеране и сейчас значатся в числе партнеров "Миссури синода". Однако в последние годы сотрудничество церквей ограничивается "походами в гости" российских пасторов к пасторам американским и наоборот. "Мы можем приезжать к ним, они к нам. И мы очень рады, когда такое случается. Но российская церковь Ингрии самодостаточна, и поддержки у "Миссури Синода" не просит", – рассказал Михаил Иванов. Причины сокращения финансовой помощи пастор предпочел оставить в секрете.
По одной из версий, поддержка из-за рубежа стала восприниматься негативно после принятия в России закона об иностранных агентах. Так что теперь ее просто не афишируют.
Тем не менее, помощь нужна. Пастор Михаил Иванов заметил, что поддержка со стороны города была бы церкви очень кстати. Тем более, что у Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, к которой относится приход церкви Святой Марии, подписано соглашение о сотрудничестве с комитетом по социальной политике Смольного. Только сотрудничает комитет с церковью пока что в одностороннем порядке: направляет туда нуждающихся. А вот что бы попросить у комитета для себя, церковь Ингрии пока не знает – скромничает.
Евангелическо-лютеранский Скворицкий приход в Терволово (Гатчинский район) восстановил построенную еще в 1839 году церковь св. Екатерины и даже открыл небольшой дом престарелых Mariakoti (Дом Марии) - один из трех на попечении церкви Ингрии на территории Ленинградской области.
Не менее продуктивное сотрудничество с администрацией города сложилось в прошлом году и у христианской организации "Армия спасения": она вошла в список организаций, получивших субсидию - около 6 млн рублей на всех. однако ее руководитель Павел Горбунов полученные средства воспринимает как разовый успех и о нынешнем положении дел в "Армии спасения" говорит без особого энтузиазма.
"В 2016 году мы выиграли конкурс на поддержку от администрации города. Но это было в прошлом году. В основном средства мы ищем у крупных спонсоров и меценатов, но обращаемся к ним не напрямую. В Москве находится центральная организация "Армии спасения", которой мы отправляем заявки. И они уже выделяют средства на наши программы", – разъяснил глава петербургской "Армии спасения".
В центр на Литейном, 44 к "Армии спасения" чаще приходят "социальные клиенты", как называют нуждающихся волонтеры центра. Сейчас, как отметил Павел Горбунов, людей из Петербурга, готовых помочь материально, в центр приходит мало. И чтобы получать хоть какие-то средства не от московского центра, в 2015 году петербургская "Армия спасения" открыла в собственном помещении магазин "СПАтекс".
На здании, где расположился магазин, нет никакой вывески. Главный опознавательный знак находится за входной дверью организации. Разноцветные бумажные буквы, аккуратно приклеенные на одну из следующих дверей, сообщают: магазин "Армии спасения". Внутри места достаточно, но при первом взгляде помещение кажется тесным. Стеллажи с одеждой и обувью, ящики с игрушками, полки с сумками, шапками, чашками, ледянками и другой полезной мелочью располагаются плотно. Вещей здесь много.
Правда, концепция магазина изначально не предполагала получение большой прибыли: в "СПАтексе" перепродают бывшую в употреблении одежду. А с учетом невыгодного положения – в арке на Литейном проспекте – финансовая польза от предприятия остается минимальной. Так, за первый год своего существования "СПАтекс" принес "Армии спасения" 1 млн рублей.
Католики
Кроме "Армии спасения", в городе действует еще одна религиозная организация, ориентированная на благотворительность – католический благотворительный центр "Каритас Санкт-Петербург". В отличие от своих евангельских коллег, "Каритас" проповеди не проводит совсем. "Наша задача – социальное служение католической церкви, – объясняет директор церкви Наталия Певцова, делая акцент на слове "социальное". – Все наши программы направлены на помощь нуждающимся".
Основные средства на ведение благотворительной деятельности, 90%, "Каритас" получает от католической церкви. Остальные 10% – средства, выделяемые петербургскими дарителями, которых центр ищет самостоятельно. Также помощь религиозной организации оказывают в виде продуктов питания, вещей и услуг. Среди таких благотворителей Наталия Певцова выделила сети кафе "Штолле" и "Линдфорс", а также медицинский центр "Полис".
Всего у "Каритаса" в Петербурге действует 24 благотворительные программы, по разным направлениям. В год к центру обращается до 20 тыс. человек. Одна из наиболее крупных программ – информационно-консультативный центр по проблемам зависимого поведения, действующий при поддержке "Каритас Германии". Центр располагается в историческом здании на Рябиновой, 18, в часовне Святой Елизаветы Тюрингской.
Остальные католические приходы Петербурга, относящиеся к Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, получают финансирование по такой же схеме. Всего их в Петербурге семь. Среди них есть Католический монастырь Святого Антония-Чудотворца на 9-ой Красноармейской, 10, который является приходом францисканского католического монашеского ордена. В часовне Францисканцев Конвентуальных проходят богослужения Прихода Святейшего Сердца Иисуса, здание которого на Бабушкина, 57 сейчас закрыто на реставрацию.
Если католические РО Петербурга в своих проектах всегда могут рассчитывать на помощь от Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, то приходы других конфессий часто остаются без централизованной помощи.
Старый обряд
Председатель Лиговской старообрядческой общины Александр Загородний рассказывает: "У старообрядческих общин есть такой принцип, что мы не просим ни у кого помощи специально. Просто есть люди, которые это делают для себя, для души. И такая помощь нам нужнее, чем если бы мы специально просили. Есть несколько организаций, которые нам поддержку оказывали уже. Вот недавно компания "Биостар" оплатила нам замену дверей на пожаробезопасные".
Но за организациями в первую очередь стоят люди, напоминает Александр Загородний. Любимый пример главы старообрядческого прихода – помощь в реставрации здания церкви на Транспортном переулке, 5 от бывшего руководителя холдинга "Графит" Анатолия Душкевича. В 2005 году, когда власти Петербурга вернули общине здание бывшего храма, бизнесмен взял расходы по восстановлению здания полностью на себя.
"Анатолий Васильевич, ныне упокоившийся, в самый нужный момент протянул нам руку помощи. Он всегда был человеком неравнодушным к судьбе общины, за что ему огромная наша благодарность", – вспоминает Александр Загородний.
Иудеи
Осваивают РО Петербурга и бизнес. Успешнее всего вести его получается у Общины большой хоральной синагоги Петербурга. По данным СПАРК, выручка синагоги в 2015 году составила 26 млн рублей. На территории общины расположились ресторан "Лехаим", магазин "Кошер", гостевой дом "Малон", миква (бассейн для ритуального очищения), за посещение которой нужно заплатить. Ресторан, гостиница и магазин учреждены Санкт-Петербургской еврейской религиозной общиной. Но, как пояснило руководство синагоги, главное их назначение не коммерческое: прибыль от этих проектов составляет только 1% всех средств, необходимых для существования общины.
Основная цель – пропаганда еврейского образа жизни среди евреев Петербурга и помощь в его соблюдении. Например, проживание в гостинице позволяет посещать молитвы в субботу и праздники тем, кто живет далеко от синагоги (в шабат и религиозные праздники, по еврейскому закону, пользоваться транспортом нельзя).
Развитие всех проектов – заслуга попечительского совета общины. Все его представители – 30 человек – являются крупными петербургскими бизнесменами и очень уважаемыми людьми. Называть всех своих меценатов без их разрешения в синагоге не стали. Однако сообщили, что больше половины бюджета Общины большой хоральной синагоги Петербурга составляют жертвования членов попечительского совета общины.
По информации на официальном сайте синагоги, магазин "Кошер" был открыт в 2003 году на средства петербургского бизнесмена Михаила Твердовского. В магазине сейчас продаются кошерные продовольственные товары, религиозные принадлежности, книги, сувениры и ювелирные изделия. В 2005 году клуб еврейских бизнесменов общины проспонсировал открытие ресторана. Жертвователями стали 90 членов клуба, из которых самую большую сумму пожертвовал учредитель ресторанного холдинга "Пиворама" петербургский бизнесмен Евгений Каргаполов. В том же году миква была отреставрирована на средства семьи американского банкира Эдмонда Сафры.
В 1990-е банки, находящиеся под контролем Сафры, подозревались в связях с российской мафией. Джозеф Сафра, младший брат Эдмонда Сафры, который встал во главе династии после его гибели в 1999 году, по оценке Forbes, является самым богатым банкиром в мире. В 2015 году его состояние оценивалось в $15,7 млрд. Фонд имени Эдмонда Сафры и сейчас помогает общине в больших проектах реставрации. При поддержке фонда были также осуществлены проекты реставрации Большой хоральной синагоги и Малой синагоги.
У другой еврейской общины – Общины прогрессивного иудаизма "Шаарей Шалом" тоже есть друзья из Америки. Но крупных меценатов среди них, как и среди петербургских членов общины, нет, заверила директор общинных программ Алла Мительман: "У нас около 100 прихожан и все они, в основном, представители среднего класса. Рекомендуемая сумма пожертвований обычно со всеми оговаривается, но пожертвования добровольные, конечно". Как сообщила Алла Мительман, на содержание синагоги прогрессивного иудаизма требуется 800 тыс. рублей в месяц.
Община "Шаарей Шалом" арендует помещения на двух этажах дома на Мичуринской улице, 1 – это напротив крейсера "Авроры". Второй этаж, в свою очередь, община сдает семейному центру "Адаин Ло" под проект детского развивающего центра "Шатиль".
"Адаин Ло" – однин из крупнейших центров еврейского образования Петербурга. Кроме проекта в общине прогрессивного иудаизма, у семейного центра есть более 30 проектов в городе: в том числе, в доме еврейской культуры "ЕСОД". Финансовую, методическую и организационную поддержку центр "Адаин Ло" получает от Американского еврейского распределительного комитета "Джойнт", Сохнута, американских еврейских федераций, израильского Фонда Пинкуса, Российского еврейского конгресса и организации Genesis Philanthropic Group.
Мусульмане
Опирается на помощью меценатов и еще одна влиятельная конфессия Петербурга - мусульманская. Тем более, что среди прихожан мусульманских РО числятся многие петербургские миллиардеры.
Уже не первый год расходы на организацию мусульманского праздника Навруз в Ледовом дворце берет на себя азербайджанская диаспора Петербурга во главе с Вагифом Мамишевым, по совместительству главой ГК "Конрад" и советником губернатора по национальным вопросам. В этом году миллиардер также будет одним из спонсоров торжества. Однако Вагиф Мамишев подчеркивает, что азербайджанская диаспора помощь конкретным мусульманским организациям не оказывает: "Если мы и участвуем в организации мероприятий, то это наша личная инициатива. Это требует больших вложений, но мы готовы их делать, ведь это в первую очередь нужно нам".
К открытию собственного национально-культурного центра, который мог бы стать площадкой для деятельности какой-либо религиозной организации бизнесмен относится негативно и такую возможность даже не рассматривает: "В Петербурге есть Дом национальностей. Зачем мне открывать какой-то центр на свои деньги?". Однако городские предприниматели напоминают о старом проекте Вагифа Мамишева, который еще с губернатором Валентиной Матвиенко договорился об открытии культурного центра в историческом здании дачи Кушелева-Безбородко – на берегу Невы напротив Смольного. Уже много лет там располагается туберкулезный диспансер, для которого строится новое здание на Пискаревском проспекте. В этом году диспансер должен окончательно переехать, и великолепная усадьба с оградой со львами освободится.
Некоторые деятельные члены мусульманской общины, тем временем уже открыли свои центры. Местная религиозная организация мусульман города Санкт-Петербурга "Луч" – проект Владимира Алимова, директора компании по производству сельхозпродукции ООО "Фабрика домашних солений", выручка которой в 2015 году составила 337 млн. рублей. В том же 2015 году Владимир Алимов на свои средства построил татарский национально-культурный центр, на базе которого и действует МРО "Луч".
"Центр наш существует год, и пока никто помощи нам не оказывает – все на моих плечах, – рассказывает Владимир Алиев. – Национально-культурный центр требует постоянных вложений. Как минимум, это электроэнергия, отопление, преподаватели квалифицированные, управленческий аппарат. На содержание сейчас уходит 200 тыс. рублей в месяц".
На территории центра также работает кафе, одна из услуг которого – организация традиционных мусульманских обрядов. Доходы от этой деятельности также идут на развитие культурно-национального центра.
Однако главу "Луча" необходимые затраты не смущают, и о своем проекте Владимир Алиев говорит, как о долге перед татарской мусульманской общиной: "Я сам отношусь к народности татар, но не было раньше такого центра, где можно было бы изучать наш национальный язык, поддерживать традиции, воспитывать детей и просто общаться. Нашу уникальность нужно хранить, чтобы о ней помнили. И чтобы молодежь наша правильно росла: не по подъездам".
Главному исламскому центру Петербурга – Соборной мечети – повезло с поддержкой от администрации города, ведь содержать такой крупный исторический объект на дельги прихожан было бы невозможно. На реставрацию исторического здания религиозной общины с 2000 по 2015 годы из городского бюджета было выделено 176,5 млн. рублей. В 2016 году – еще 56,6 млн. В целом, на реставрационные работы в молельном зале мечети в 2016 – 2018 годах будет выделено еще 191 млн. рублей. Говорят, губернатор Георгий Полтавченко за строительством следит лично.
Спокойствие, только спокойствие!
Поддерживает администрация города и другие конфессии. В 2014 году на реставрацию дацана Гунзэчойнэй из бюджета города потратили 100 млн рублей. В январе этого года был завершен ремонт третьего этажа дацана. До этого петербургские буддисты пытались добиться финансовой поддержки от города несколько лет. В 2007 году дацану срочно требовалась реставрация крыши, но как сообщал настоятель храма Буда Бадмаев, в адресную программу города буддисты тогда не попали. И 445 тыс. рублей, необходимые для срочного восстановления кровли, удалось собрать за счет пожертвований.
В целом, на содержание храма у буддистов уходит 250 тыс. рублей в месяц. Вся сумма – добровольные пожертвования прихожан. Храм также предоставляет залы для медитаций и традиционных обрядов другим буддистским группам, придерживающихся тибетско-монгольской школы буддизма, но не являющихся религиозными организациями. Как уверяет Буда Бадмаев, никакой коммерческой выгоды дацан от таких гостей не получает.
Другую школу буддизма в Петербурге представляет Российская ассоциация буддистов алмазного пути традиции Карма Кагью. Эта религиозная организация фактически стоит у истоков буддийской традиции Карма Кагью в России: именно под эгидой ассоциации, созданной в Петербурге в 1993 году, стали создаваться и объединяться центры по всей стране. Сейчас число российских общин традиции Карма Кагью приближается к 100.
В Петербурге центр насчитывает около 500 активных членов и около 1500 последователей традиции Карма Кагью. На ежедневные медитации в Санкт-Петербургский буддийский центр приходят до 100 человек. По сравнению с Московским буддийским центром, цифра скромная: в столице центр регулярно посещают более 1000 человек.
Тем не менее, петербургские буддисты алмазного пути имеют довольно амбициозные планы по расширению: "Мы мечтаем об отдельном здании в историческом центре Санкт-Петербурга", – поделился президент ассоциации Александр Койбагаров.
Организация буддистов традиции Карма Кагью располагается в небольшом помещении в жилом доме в Никольском переулке, 7 с 1996 года. Последние попытки расширения были предприняты буддистами в 2011 году, когда Георгий Полтавченко только вступил в должность губернатора. Новому главе города ассоциация направила письмо с просьбой передать историческое здание себе в собственность. Какое именно здание буддисты хотели получить, не уточняют: все равно на письмо ответа они не получили.
Сейчас, по словам руководителя ассоциации, центр в Никольском, 7 содержится за счет пожертвований прихожан: так как помещение небольшое, средств требуется немного – 10 тыс. рублей в месяц. К спонсорству буддисты алмазного пути открыты, но только спонсоров у них пока нет.
Не последние, а позднейшие
Похожие трудности с расширением возникают у общины Бахаи. Бахаизм – религия молодая и миролюбивая. Зародилась в Персии в 19 веке, в исламской среде. Но к исламу себя не относит. Главная идея бахаев – объединение. Священников у бахаев нет, а молиться можно по писаниям других религий. Визитной карточкой бахаизма, как и других религий, являются храмы. Самый известный храм бахаи – шикарный храм Лотоса в Дели. Петербургские же бахаи пока ставят перед собой более скромные цели: выбраться из помещений жилого фонда.
Найти общину оказывается не так-то просто, хоть бахай Юлий Иоаннесян, представитель петербургской общины, и объяснил подробно, как можно к ним попасть. Нужный подъезд оказывается совсем непримечательным, а о находящихся внутри бахаи не сообщают ни вывески, ни объявления на дверях.
Сомнения развевает голос из домофона: "Алла-у-абха!", – хранитель общины Ольга Мехти открывает дверь и убегает на кухню готовить имбирный чай. У входа в одну из квартир встречает Юлий и сразу извиняется: "Вы на наш бардак не смотрите, мы просто переезжаем и вот – собираемся".
Первое и последнее приобретение собственности петербургские бахаи позволили себе в 1991 году: только что сформировавшаяся община при поддержке братских общин Канады и Германии купила квартиру в доме на Большой Морской, 53/18. Ремонт в своем центре бахаи не проводили уже около пяти лет: с того момента, как Российское Духовное собрание бахаи пообещало петербургским бахайям переезд в новое здание. С тех пор община живет на чемоданах – точнее, на многочисленных коробках с литературой о вере бахаи.
Книг у бахаи много не просто так: основной своей задачей "на данном этапе развития общины" они видят распространение учения. И со всеми новыми прихожанами охотно делятся религиозным знанием. Раньше в петербургском центре располагалось издательство, которое запасы книг и брошюр постоянно пополняло. Сейчас же издательство перебралось в Москву, но запасы изданной литературы остались.
Кроме Ольги и Юлия, рассказывать об общине пришли художница Ольга Алексеева и музыкант Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Шостаковича Кирилл Мирон. Вообще, как рассказали бахаи, у них в общине больше людей творческих, чем практичных. А предпринимателей нет и вовсе. Это, однако, с религиозными ценностями бахаев никак не связано: первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде благодаря деятельным приверженцам веры, которые были успешными купцами. "Просто Петербург – культурная столица, вот и наша петербургская община такая. Более академичная", – объясняет Юлий Иоаннесян, который сам – профессор восточного факультета СПбГУ.
Методы распространения учения, как рассказали члены общины, у бахаев в основном пассивные, и даже, по их же признанию, слишком. Основной канал распространения информации – друзья и друзья друзей. Тем не менее, таким сарафанно-радийным способом петербургская община смогла привлечь в свои ряды 150 прихожан.
Столько приверженцев веры квартира площадью 150 кв. м. на Большой Морской, разумеется, не вмещает. Недостаток места вынуждает бахайскую общину арендовать помещения для проведения больших мероприятий. Поэтому небольшая квартплата за небольшое помещение– 10 тыс. рублей в месяц – относительный плюс. Общинные праздники у бахаи проводятся раз в 19 дней.
Несмотря на это, как с гордостью сообщили члены общины, центр бахаи в Петербурге справляется с текущими расходами самостоятельно и даже добровольно отдает часть пожертвований Российскому духовному собранию, которое уже выделяет средства тем общинам, которые в этом нуждаются. Беспокоить Российское духовное собрание по мелочам не в духе петербургских бахаев. У центра в Петербурге есть цель – переезд в другое помещение в историческом центре города. И за помощью они обращаются только по этому вопросу.
С песнями и плясками
С собственным помещением, однако, везет не всем религиозным организациям. Многие из них располагаются в арендуемых помещениях, что иногда приводит к проблемам. Настоящий скандал разыгрался вокруг Ведического общества духовного развития в 2012 году. Веданты арендовали 8 этажей общей площадью 4 тыс. кв. метров у Государственного научно-исследовательского химико-аналитического института (НИИ "Химаналит") в здании на Бумажной 17. И за 19 лет аренды (с 1993 года) организовали там фактически крупнейший индуистский храм в России. Но после нарушения условий договора арендодатель попросил ведантов покинуть намоленное место, и сейчас Ведическое общество духовного развития бесследно пропало. Подробно о финансовых схемах, ставших причиной съезда почитателей Кришны из здания "Химналита", писала "Фонтанка".
О том куда делось ведическое общество после выселения, и чем оно занимается сейчас не знают ни бывшие арендодатели, ни жертвователи, ни отдел администрации Петербурга по взаимодействию с религиозными организациями. Хоть Ведическое общество и числится в списке министерства юстиции среди действующих религиозных организаций.
Индийское учение и после событий 2012 года из Петербурга, тем не менее, не ушло. Сейчас в Петербурге есть две реально действующие зарегистрированные РО, в которых петербуржцы могут приобщиться к ведическому знанию.
Одна из них – Санкт-Петербургское общество сознания Кришны – располагается в культурном центре "Гаура" на Гатчинской, 28. Собственный это центр или арендуемое помещение, в самом обществе сознания Кришны не смогли: руководство петербургских кришнаитов до конца марта уехало в Индию в паломничество. Однако простые члены Общества сознания Кришны поделились, что центр собственный, и его приобретение стало для них большим праздником, ведь раньше общество часто переезжало из одного место в другое, что было совсем не удобно.
Зато в пресс-службе общества рассказали о численности своих прихожан, ведь такими цифрами действительно можно гордиться: "На наши праздники приходит до 10 тыс. человек. Горожане, видимо, помнят яркие праздничные шествия "Фестиваля колесниц", которые в 1990-х годах проходили по Невскому проспекту и заканчивались на Дворцовой площади". К тому же постоянному увеличению числа последователей кришнаизма способствуют праздники с угощениями, которые общество проводит каждое воскресенье после богослужений.
Вся деятельность, как сообщили в обществе, осуществляется на добровольные пожертвования прихожан. Кроме этого, организуются благотворительные сборы на отдельные мероприятия. Сейчас, например, Общество сознания Кришны готовится к празднику Гаура Пурнима: в программе абхишека (ритуальное омовение), маха-киртан (коллективная медитация), лекция и пир. Бюджет праздника – 72 тыс. рублей. Самая дорогая статья расходов – украшение алтаря цветами – 30 тыс. рублей. В два раза дешевле обойдется церемония омовения – 15 тыс. рублей. В 20 тыс. обойдется пир (для божеств). И еще 7 тыс. нужно будет потратить на гирлянды.
Стоит отметить, что Общество сознания Кришны, несмотря на свое заявление, существует не только за счет пожертвований верующих. В культурном центре "Гаура" кришнаиты активно занимаются и предпринимательской деятельностью. В здании на Гатчинской, 8, кроме самого Общества сознания Кришны, расположились кафе "Рада&K", магазин "АДИ" и йога-центр.
Как рассказала администратор кафе "Рада&K", вся прибыль заведения идет на содержание культурного центра "Гаура", а владельцы общества тесно связаны с руководством Общества сознания Кришны. Магазин экзотических продуктов "АДИ" размещается в центре кришнаитов на таких же условиях. В Петербурге кафе "Рада&K" и магазин "АДИ" также располагаются на Гороховой, 36, по франшизе кафе "Рада&K" работают в Самаре, Стерлитамаке, Перми, Екатеринбурге. Все предприятия относятся к ООО "АДИ", выручка которого в 2015 году, впрочем, составила скромные 15 млн. рублей.
Взгляд со стороны
Одна из самых обеспеченных конфессий в мире – свидетели Иеговы – также имеет филиалы в Петербурге. Сейчас в городе действует четыре зарегистрированные местные религиозные организации свидетелей Иеговы и одна централизованная – Управленческий центр. Кроме них, как сообщили в пресс-службе управленческого центра, в городе существует 72 незарегистрированные группы. Местные организации служб и собраний не организуют, а занимаются исключительно хозяйственной стороной деятельности: распределяют расходы и приобретают имущество. В них состоят по 10-15 человек, все верующие.
Собрания свидетелей в Петербурге проходят в 15 богослужебных помещениях – Залах царства. Некоторые из них арендуемые, некоторые находятся в собственности у свидетелей Иеговы. Основное здание – Зал конгрессов – находится на Коломяжском проспекте, 21 и вмещает 2,5 тыс. человек. Здание находится в собственности у Управленческого центра. По словам представителя пресс-службы, в месяц его обслуживание обходится организации в 390 тыс. рублей. Общая площадь здания – 5 тыс. м2.
Также в собственности Управленческого центра свидетелей находится участок площадью 7 га в поселке Солнечное. Территория была выделена для нужд религиозной организации в 1992 году мэрией Петербурга во главе с Анатолием Собчаком. Постройки комплекса возведены при поддержке финских организаций свидетелей Иеговы: на полученном участке они возвели целый комплекс для жизни и работы верующих. Кроме этого, в Солнечном располагается типография, где организация печатает свою религиозную литературу.
"Вся деятельность обеспечивается пожертвованиями верующих, – рассказывает представитель пресс-службы Иван Беленко. – Никакие сторонние организации нам поддержку не оказывают, и бизнеса у Свидетелей Иеговы тоже никакого нет, это наш принцип. Справляемся без коммерческих предприятий".
Однако не всегда пожертвования верующих – деньги, опущенные в ящичек для пожертвований. Бывали случаи, когда верующие завещали все свое имущество Управленческому центру и становились жертвователями уже посмертно. Подобная ситуация сложилась вокруг имущества петербургского предпринимателя Валерия Федосеева в 2012 году. На следующий день после аварии, в которой погиб бизнесмен, свидетели Иеговы заявили права на наследство – 200 млн. рублей, в которые оценивалось имущество Федосеева, завещанное им свидетелям Иеговы. Против странного решения отца выступила дочь предпринимателя и попыталась через суд вернуть деньги, которые, по ее мнению, полагались ей. Сделать это ей, однако, не удалось.
Кроме подобных случаев, репутацию организаций свидетелей Иеговы расшатывают обвинения в распространении экстремистской литературы. В октябре 2016 года в одном из петербургских Залов царства (на Лужской улице) была произведена доследственная проверка на наличие запрещенной литературы. Некоторые издания, распространяемые свидетелями Иеговы, внесены в федеральный список экстремистских материалов. В списке значатся: журнал "Сторожевая башня возвещает царство Иеговы", книга "Чему на самом деле учит Библия?", брошюра "Будете ли вы следовать любящему руководству Иеговы?".
Впрочем, сложности с законом у свидетелей Иеговы возникают не только в России, и справляться с ними центральное руководство организации хорошо умеет.