Новые законопроекты, недавно поступившие в ЗС Петербурга, ударят по малому бизнесу, владельцам ларьков и арендаторам встроенных помещений, считают предприниматели. Ларьки, кстати, по новому постановлению правительства Петербурга, теперь считаются элементами благоустройства.
Законопроект "О контроле за использованием объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга", поступивший в ЗС Петербурга, расширяет полномочия госинспекции и применение закона "Об административных правонарушениях в Петербурге" — к такому выводу пришли на конференции малого бизнеса, организованной советом объединения "Содействие малому бизнесу".
Если проект будет принят, дела о правонарушениях, предусмотренные ст. 16 Административного кодекса Петербурга ("самовольный демонтаж, разрушение, установка или перемещение объекта благоустройства") будут рассмотрены Госинспекцией по недвижимости, которой сейчас передается часть полномочий КИО.
"Для малого бизнеса это большая новость, — отмечает Ирина Иванова, депутат ЗС Петербурга и член постоянной комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству. — Оказывается, к элементам благоустройства, в соответствии с постановлением правительства Петербурга, подготовленным комитетом по благоустройству и подписанным в ноябре, теперь отнесены все павильоны и киоски, то есть их фактически приравняли к уличным скамейкам. Иными словами, теперь предпринимателям светит еще и санкция по 16-й статье Административного кодекса Петербурга: каждый день к ним может кто-то из уполномоченных органов ходить и штрафовать".
Ирина Иванова полагает, что приравнивание ларьков к объектам благоустройства нарушает закон о торговле и необходимо внести изменение в постановление правительства Петербурга о благоустройстве.
Читайте также:
Автолавки
Автолавкам в Петербурге нельзя стоять нигде
Вы в реестре или нет
Изменения в закон "О контроле за использованием объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга", по мнению экспертов, несут новую угрозу для бизнеса.
Как указано в пояснительной записке, проект носит рамочный характер и его основной целью является введение общих принципов организации и осуществления контроля за использованием нежилого фонда. Однако порядок такого контроля сегодня не определен, "что приводит к использованию объектов не по назначению, их самозахвату, незаконным перепланировкам и пр.". Статья 4 законопроекта звучит так: контроль за объектами нежилого фонда осуществляется уполномоченным органом в форме проверок в соответствии с планом и мониторинга. Внеплановые проверки будут назначаться руководителем вышеуказанной структуры.
В Петербурге уполномоченным органом определена Госинспекция по недвижимости. "Очевидно, что в полномочия госинспекции будет входить контроль за всеми нежилыми помещениями, как в жилых зданиях, так и в нежилых. Тем не менее остается неясным, какие именно помещения могут быть проверены инспекцией. По закону в Петербурге должен вестись реестр городской собственности, как движимой, так и недвижимой. Такой реестр есть, однако он неполный. И неясно, что будет проверять инспекция: объекты, находящиеся в реестре, или вообще любое помещение и земельный участок? Также неясно, что именно будет контролировать инспекция, входя в помещения: предпринимательскую деятельность, исполнение договоров или все, что заблагорассудится. Если нет четко определенного круга объектов проверки и нет закрепленного перечня полномочий, мы рискуем получить орган, который будет проверять все и всех без какого-то ограничения. А это, как вы понимаете, коррупциогенный фактор. И главное, что ни один из этих законопроектов не проходил оценку регулирующего воздействия, хотя они напрямую затронут предпринимательскую деятельность", — отмечает Ирина Иванова.
Штрафы каждые 10 минут
"Сейчас нас штрафует комитет по законности и правопорядку, КИО за нарушения договора, а теперь будет еще и комитет по благоустройству, и госинспекция. То есть за одно и то же будут штрафовать несколько раз — это, конечно, неправильно, но я не верю, что это нововведение получится отменить: в последние несколько лет все становится в нашей отрасли только хуже и сложнее", — сетует Юрий Рагулин, владелец сети торговых павильонов. Он добавляет, что разные проверки приходят довольно часто и предсказать их появление невозможно. "Никакой логики у проверяющих нет: у меня есть, например, два протокола о проверках, составленные с интервалом 9 минут".
Ирина Иванова при РОО "Содействие малому бизнесу" создала экспертный совет, куда вошли предприниматели и юристы общественных организаций, а также аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей, общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе, который будет изучать возможности в рамках закона об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) отменить поправки в городские законы, ухудшающие условия ведения бизнеса в городе.