Блоги "ДП". Почему растет импорт еды и куда девается русское молоко

 

За последние годы импортозамещение успело стать чуть ли не национальной идеей. Однако стоило рублю немного окрепнуть, и отечественная продукция уже забыта как страшный сон. Потоки импортных товаров направились к нам в страну очень внушительными темпами. В январе 2017 года объем импорта увеличился более чем на треть — на 36,4% по сравнению с январем прошлого года. Все было бы нормально, если бы и объемы экспорта росли аналогичными темпами. Тогда можно было бы говорить о развитии международной торговли. Что-то продаем, что-то покупаем. Вот только показатели экспорта не стремятся вверх. Получается, что отечественное производство не растет, а закупки заграничного — увеличиваются. Прямо как в старые добрые докризисные времена.
Объемы импорта растут по всем направлениям: машины и оборудование, текстиль, химическая продукция и, что особо примечательно, продукты питания. Продовольственная безопасность была одним из ключевых направлений деятельности нашего правительства с самого начала кризиса. Но прошло уже более 2 лет с начала борьбы за отечественное производство продовольствия, а спрос по-прежнему не удовлетворен. В январе объемы импорта продуктов питания и сырья для производства выросли разом на 20,8% по сравнению с январем 2016 года, по молочке рост поставок составил и вовсе нескромные 60%. Кто-то стал больше есть за прошлый год или что же это за загадочные «лишние рты»? Пока ни того, ни другого не наблюдается. Особенно если учесть, что реальные располагаемые доходы населения и не собираются останавливать падение.
Даже импорт таких вроде бы несложных продуктов, как сыр и творог, в прошлом году вырос на 5,5%. Получается, что наше отечественное производство не развивается. Возьмем элементарный пример. Формально у нас в стране зарегистрировано порядка 200 производителей сыра. По отношению к населению в 147 млн это и так немного (каждый производитель должен в среднем обеспечивать 735 тыс. человек), так еще ряд «производителей» занимаются только фасовкой готовой продукции: нарезали, завернули в упаковку и отправили на прилавки. Так себе производство. А все упирается в две основные причины: нехватка собственного сырья и оборудования для производства.
Для производства действительно качественной продукции необходимо собственное свежее сырье. У нас 45% молока производится домашними хозяйствами. Оно непригодно для промышленного использования, а товарность производства молока на фермах находится, по данным Минсельхоза, на уровне 34%. То есть формально на реализацию поступает примерно треть надоенного молока. Куда же девается все остальное? Выпивается сотрудниками комбинатов? Это маловероятно, но есть другие объяснения: часть молока отбраковывается как некачественное, часть — втихаря продается на сторону, а еще часть имеет двойной учет. Надоили молоко — посчитали, высушили молоко — и его тоже посчитали как новое. Одно и то же молоко учитывается дважды. До кризиса эта ситуация доходила до абсурда: в Ростовской области товарность находилась на уровне 16%, а в Саратовской — и вовсе 11%. Такой двойной учет позволяет скрыть проблемы отрасли и показывать региональным чиновникам красивые отчеты. А на самом деле своего молока в разы меньше.
Все это сильно ограничивает поступление молока производителям сыра и других молочных продуктов. Если нельзя рассчитывать на сторонних поставщиков, значит, производителям стоит обзаводиться собственными коровами молочных пород — а это уже долгосрочные инвестиции, требующие дешевые и долгие деньги. Да и риски сейчас крайне высоки. Например, срок рентабельности молочного стада составляет от 10 до 20 лет. И никто не представляет, что будет через год, а тут 10-20 лет. Естественно, желающих вкладываться в такие проекты очень мало. Тем более что различные программы поддержки нередко заточены под конкретных крупных производителей, имеющих возможность договориться с властями, а банки, перестраховываясь, скорее откажут вовсе в выдаче кредита под такие цели. Мясное стадо — совсем другое дело, там вложения отбиваются куда быстрее.
Конечно, нехватка качественных импортных сыров «породистых» сортов подтолкнула к производству фермерских продуктов, некоторые производители даже обрели какую-то известность. Но их объемы в масштабах страны ничтожно малы. Взять, к примеру, очень успешную молодую сыроварню «Русский пармезан», так у них сейчас объемы производства составляют порядка 100 кг в день и то с перебоями из-за нехватки молока. Капля в море. И таких предприятий у нас десяток-другой и всё. Это ниша продуктов для гурманов, а не для массовых продаж. Потенциал энтузиастов своего дела у нас очень сильно ограничен. Вообще в сети молодым компаниям с достойной продукцией пробиться непросто — цены диктуют сами сети, и им не нужен сыр, который значительно дороже фальсификата из пальмового масла, несмотря ни на что. К тому же малые объемы им не интересны. А для больших опять-таки нужны серьезные инвестиции. Если на открытие сыроварни с объемом производства до тонны в день (это потребности ресторанов и маленьких локальных сетей) требуется порядка 500 тыс. евро, то для открытия завода нужно уже собрать порядка 5 млн евро.
Зато такое положение дел очень хорошо сказывается на тех же белорусских предприятиях. Кроме того, что они взяли на себя почти весь импорт молочной продукции после введения ответных санкций, так и сейчас продолжают наращивать поставки. Доля Белоруссии в импорте молока и молочной продукции в 2016 году составила 87%. И ведь не надорвались. Значит, развитие молочной промышленности — посильная задача. Время идет, старая сырьевая модель экономики уже неактуальна, а мы всё продолжаем кормить наших соседей. Нет возможности (или желания) развивать собственное производство, а упрощение импорта оборудования противоречит желанию заработать здесь и сейчас… Значит, выход в том, чтобы приглашать компании из соседних стран, у которых традиционно молочная продукция была сильным местом, открывать заводы и фермы у нас.
Импорт технологий всегда намного продуктивнее импорта готовой продукции. На этом выехали все азиатские страны, совершившие экономическое чудо. Необходимо создать условия, чтобы, например, белорусским или литовским предприятиям было выгодно привезти к нам коров, установить оборудование... Это уже будет хорошим подспорьем. Местное производство стабилизирует цены, появятся стандарты качества, будут созданы рабочие места. В случае с литовскими компаниями можно пойти по пути автопрома — «сборочные» предприятия с определенной долей локализации производства пользуются льготами. Те же белорусские компании можно привлекать, отталкиваясь от их местных условий работы и расходов. У нас должны быть более выгодные и комфортные условия работы, чем там. Например, земли по минимальным ставкам можно сдавать в аренду не только китайцам на Дальнем Востоке, но и нашим западным соседям под пастбища. Выбор прост — либо закрыться и выжимать последние соки из выживших производителей молока, либо открыться и привлекать технологии и предпринимателей.
Автор руководитель компании "Национальная дистрибьюция", председатель комитета по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса ТПП Москвы