Александр Сологуб, Ольга Мягченко Все статьи автора
6 февраля 2017, 00:06 25141

Петербургский завод китайской TPV Technology отобрал у калининградских конкурентов заказы

Фото: http://tpvrussia.ru/

Петербургский завод китайской радиоэлектронной корпорации TPV Technology энергично отбирает у калининградских конкурентов заказы на изготовление телевизоров под брендами российских компаний и удваивает объемы контрактного производства до 1,2 млн телевизоров.

Китайский производитель электроники TPV Technology вдвое увеличивает контрактное производство телевизоров на промплощадке в Шушарах, принадлежащей "дочке" китайской компании — ООО "Ти Пи Ви Си–Ай–Эс".

Поставщик тюбиков для "Невской косметики" и "Ив Роше" модернизируется на 500 млн рублей

Поставщик тюбиков для "Невской косметики" и "Ив Роше" модернизируется на 500 млн рублей

3981
Екатерина Фомичева

За прошлый год местный завод собрал 600 тыс. телевизоров, в этом году контрактное производство возрастет до 1,2 млн единиц, что обеспечит заводу 60%–ную загрузку, а выручка ООО приблизится к отметке 6,5 млрд рублей.

Осторожный прогноз по выручке компания дает в связи с тем, что лишь в наступившем 2017 году ожидается смещение потребительского спроса от дорогих 3D–smart–моделей с максимальной диагональю к доступным телевизорам российских брендов. Помимо телевизоров Philips (TPV выкупила у нидерландской Royal Philips право производить и продавать телевизоры Philips) петербургский завод начал собирать телевизоры под брендами Doffler, Harper, Haier, Dexp. Некоторые из них ранее собирали в Калининграде. Например, телевизоры Doffler по заказу московского ООО "Компания Рембыттехника" собирало калининградское ООО "Альфа Строй Комплект" (ликвидируется с 25 мая 2016 года). Перебираются с калининградского ООО "Мегабалт" в Шушары и телевизоры Haier.

Анклав без льгот

С 1 апреля 2016 года российский анклав лишился таможенных преференций особой экономической зоны (ОЭЗ). Закон об ОЭЗ, принятый в 1996 году, позволял импортерам ввозить комплектующие из Европы, Китая без уплаты таможенных пошлин и сборов, налога на добавленную стоимость. А затем беспошлинно вывозить готовые изделия, произведенные из иностранных комплектующих, в другие регионы России.

"Как только Калининград лишился преференций, это сразу привело к выравниванию рыночных условий для контрактных производств электроники в России. Многие наши новые клиенты пришли из Калининграда. Прежде всего, благодаря логистике производить телевизоры у нас стало выгоднее, — поясняет генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс. — Все говорит о том, что для TPV 2017 год будет намного лучше предыдущего. Нам удалось не только сохранить завод, но и привлечь новых заказчиков и загрузить производство вдвое по сравнению с 2016 годом".

Из калининградских заводов на запрос "ДП" никто не ответил, телефоны, указанные в СПАРК, в большинстве случаев не отвечают. В калининградском ООО "Смарт" (собирает телевизоры под брендом Akai) ответил бухгалтер и сообщил, что руководства предприятия нет, так как линия сегодня не работает, а загрузка предприятия сократилась. Но на сколько сократился выпуск, собеседник "ДП" уточнить отказался.

Китайская стратегия

"ДП" провел ревизию 27 промзон и разобрался, куда ушли потраченные на промышленность 16 млрд рублей

"ДП" провел ревизию 27 промзон и разобрался, куда ушли потраченные на промышленность 16 млрд рублей

24805
Елена Владыкина

Сборочное производство LCD–телевизоров и мониторов под брендом Philips в Шушарах китайская TPV Technology запустила в 2011 году на арендованных у АКМ Logistic площадях (20 тыс. м2). Объем инвестиций составил $30 млн, или 900 млн рублей. Две сборочные линии рассчитаны на выпуск 2 млн телевизоров в год.

Завод работает в режиме крупноузловой сборки, то есть крупные части телевизора (панель, плата, корпус) приходят в Шушары из Китая и Польши. На заводе к плате припаивают разъем, соединяют все части телевизора проводами, укладывают в корпус, скрепляют его винтами, настраивают, тестируют и упаковывают. По такой технологии работают все российские заводы по сборке телевизоров. Самые крупные из них — ООО "ЛГ Электроникс РУС" и ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга" — собирают наиболее популярные в России телеприемники LG и Samsung (см. "Кто производит телевизоры...").

За счет крупноузловой сборки производители экономят на таможенных пошлинах. Пошлина на телевизор составляет 10%, но не менее 25 евро. "В среднем уровень локализации на российских заводах колеблется в диапазоне от 1 до 7% в зависимости от цены товара. Здесь телевизоры только собираются и упаковываются", — объясняет Райсс. По его мнению, глубину локализации можно было бы увеличить на 10–15% только за счет увеличения ввозных таможенных пошлин на готовые электронные блоки, платы. "За повышением пошлин последует локализация производства. В последние годы многие российские оборонные предприятия получали средства из бюджета на модернизацию. Они покупали оборудование с большим запасом производительности. Например, высокоскоростные линии поверхностного монтажа печатных плат. Сейчас они простаивают или загружены не более чем на 10%. Загрузить линии гражданской продукцией можно, только повышая пошлины. Как это делал Китай и делает, например, Бразилия. Надо поступать так же, как сейчас в России происходит в автопроме. Но пока что нас, производителей бытовой техники и электроники, видимо, не считают здесь индустрией", — сетует Райсс.

Незаметная отрасль

В официальную российскую статистику данные о радиоэлектронной промышленности не попадают. Такая традиция сохранилась с советских времен, тогда радиоэлектроника составляла важную часть засекреченного оборонно–промышленного комплекса и выпускала гражданскую продукцию минимальными партиями. Времена изменились. Сегодня эксперты оценивают емкость российского рынка радиоэлектронных изделий в 1 трлн рублей в год. Львиную долю этой суммы забирают иностранные производители электронных компонентов.

Формально доля импорта в электронике с 2014 года сократилась с 75 до 38%, но выпущенная в РФ продукция более чем на 90% состоит из иностранных компонентов, признает Александр Логинов из концерна "Силовые машины". Чтобы наладить в России производство элементной базы, предприятия должны иметь огромные масштабы, выпускать миллионы компонентов в год — тогда российская продукция будет сопоставима по цене с китайской. Но обеспечить такой выпуск можно, только выйдя на глобальный рынок, а он прочно занят китайскими поставщиками, рассуждает Борис Юркевич, главный инженер АО "Ленгидропроект" (проектирует гидроэнергетические объекты с радиоэлектронным оборудованием). "Выигрывает тот, кто имеет массовое производство. Пока у нас его нет, наши аналоги будут дороже", — признает Борис Юркевич.

Повышение пошлин только навредит, полагают эксперты, цены на компоненты взлетят, а спрос и так падает. Российские производители электронных компонентов рассчитывают лишь на Минобороны, "Роскосмос" и другие госструктуры, готовые переплачивать за секретность. Но они не обеспечат высокой загрузки, ее могут дать только производители гражданской электроники.

Комплектующие для отрасли электроники в основном производятся за рубежом. В России сейчас предпринимаются попытки выпускать комплектующие, в том числе и для специального применения (для оборонки, для космоса), но пока это очень незначительные объемы. Как отрасль электронное машиностроение, к сожалению, в нашей стране практически уничтожена. Все производители, которые, как наше предприятие, разрабатывают собственные электронные устройства, используют импортную элементную базу.
Леонид Чернигов
генеральный директор ООО "Ракурс–Инжиниринг"
Инфраструктура для создания производства в отрасли радиоэлектроники в Петербурге более развита, чем в Калининграде. Здесь есть и специалисты, и площади для размещения предприятий. Петербург — это транспортный хаб, что позволяет связывать производителей и рынки сбыта. Что же касается комплектующих для электроники, то вряд ли нам стоит рассчитывать на появление российских производителей. Для создания таких предприятий нужны очень большие инвестиции. Чтобы их окупить, нужны значительные заказы, а их нет.
Сергей Хвощ
генеральный директор ЗАО "Электронная компания "Элкус"
Доля отечественной электроники в нашей стране не больше 16%. В Петербурге есть несколько предприятий, которые выпускают эту продукцию ("Светлана", "Авангард"), но они работают в основном на оборонную промышленность. Чтобы переоснастить предприятия для выпуска гражданской продукции, нужны деньги. Как окупить эти вложения? За счет повышения цен на продукцию — невозможно, так как цены гражданской продукции не могут быть такими же высокими, как в оборонке. Нужна программа господдержки этой отрасли.
Валерий Радченко
президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт–Петербурга
Новости партнеров
Реклама