Как выходцы из IT-компании создали квадрокоптеры для лесной промышленности

Константин Амелин (справа) и Илья Калитеевский, владельцы «Смыслолета», научили квадрокоптеры считать дрова.
Автор фото: Сергей Коньков
Константин Амелин (справа) и Илья Калитеевский, владельцы «Смыслолета», научили квадрокоптеры считать дрова.
Автор фото: Сергей Коньков

Петербургские предприниматели придумали умные квадрокоптеры для нужд лесной промышленности.

Илья Калитеевский (33 года) и Константин Амелин (30 лет), совладельцы компании "Смыслолет", производят квадрокоптеры и самолеты–беспилотники для лесных хозяйств. Аппараты умеют в полете измерять объем древесного ствола, размеры штабелей древесины, отслеживать в заповедниках перемещение животных, появление машин и браконьеров. Компания получила 5 млн рублей субсидий и грантов от правительства, еще 2,5 млн рублей составили частные инвестиции.

Бизнес как побочный эффект

Компания "Смыслолет" — побочный эффект диссертации Константина. В 2010 году, будучи аспирантом математико–механического факультета СПбГУ, он с компанией единомышленников начал заниматься разработкой научных решений на заказ с применением радиоуправляемых беспилотных летательных аппаратов (размером до 5 м и весом до 5 кг).
"С технической точки зрения у нас были очень сильные компетенции — все–таки это матмех, — рассказывает Константин. — Однако программная часть хромала: нужен был партнер с хорошим опытом программирования". Тогда в компании и появился Илья. Будущие партнеры познакомились через общих знакомых в 2011 году на почве общего интереса к беспилотникам.
"Смыслолет" выполнял заказы различных институтов, а также готовил продукт для бизнеса — автоматизация процессов с применением сверхлегких беспилотных летательных аппаратов.
Нишу, где такие продукты были бы максимально востребованы, подсказал знакомый: по роду своей работы ему приходилось постоянно мониторить лес, и процесс этот, несмотря на доступные современные технологии, не был автоматизирован — почти все делалось вручную. Полгода ушло у "смыслолетчиков" на то, чтобы научить квадрокоптер делать замеры и анализировать результаты, а самолет–беспилотник — отслеживать перемещения объектов и быстро сообщать хозяину необходимые данные. Запрограммированный летательный аппарат точнее и быстрее человека считает объем штабелей лесоматериалов (точность измерений достигает 95% в дождь, снег и ветер), следит за порядком на территории. Долговременное использование роботов, по оценке Ильи, позволит лесопромышленному предприятию сэкономить до 12 млн рублей в год.

География полета

Самолеты и квадрокоптеры "Смыслолета" летают в Брянске, Абакане, Владивостоке, Карелии и Сибири. Аппараты собираются в петербургской мастерской из деталей, которые заказывают в Китае, США, Европе. Через год фирма планирует открыть свое производство корпусов для квадрокоптеров и самолетов — для этого понадобится еще 5 млн рублей.
Среди клиентов компании — СПбГУ, Intel, институты РАН (Институт проблем машиноведения и Институт проблем передачи информации). Первые продажи состоялись в 2013 году, всего компания продала своей продукции на 3,5 млн рублей. Через 6 лет оборот, по планам основателей, может составить 90 млн рублей.
Рынок беспилотников очень уязвим, отмечают эксперты: текущее законодательство ограничивает и усложняет их деятельность. "Рынок только созревает. Чтобы сейчас заработать деньги, надо делать либо игрушки, либо тяжелые аппараты для военных, — говорит Дмитрий Кржановский, директор Singularis Lab (разрабатывает ПО для беспилотников). — Но ситуация постепенно меняется: производство беспилотников дешевеет, приходит понимание, что их использование может быть выгодно. Всего, если не считать полузакрытые КБ, в России не больше 10 крупных компаний, занимающихся разработкой ПО для беспилотников".