Дополнительные мероприятия налогового контроля: что необходимо знать

Шатилова Е.С., ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров, КСК групп.

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность проведения налоговым органом активных мероприятий и по окончании налоговой проверки — речь идет о так называемых дополнительных мероприятиях налогового контроля. Чем указанные мероприятия грозят налогоплательщику, каковы полномочия налоговых органов при их осуществлении? Об этом и поговорим.
Виды и сроки проводимых мероприятий
На основании п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может производиться исключительно:
– истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ;
– допрос свидетеля;
– проведение экспертизы.
При этом необходимо учитывать следующее
Пункт 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Постановление Пленума ВАС РФ N 57) устанавливает, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ.
Фактически дополнительные мероприятия налогового контроля являются законной возможностью направить требование о предоставлении документов за пределами налоговой проверки (по ее окончании), при этом ответы на указанные требования могут быть получены налоговым органом за пределами срока дополнительных мероприятий — и в этом случае поступившая информация и документы будут считаться полученными без нарушения срока.
Могут ли быть установлены в ходе мероприятий новые нарушения?
Однозначный ответ на данный вопрос дает пункт 39 Постановления Пленума ВАС РФ N 57, в котором указывается на то, что назначаемые руководителем (заместителем руководителя) налогового органа дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений.
Как реагировать?
Пунктом 6.1. ст. 101 НК РФ налогоплательщику предоставлено право в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, представить в налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Напомним, ранее указанная норма отсутствовала и была внесена Федеральным законом от 01.05.2016 г. №130-ФЗ. Ранее налоговыми органами налогоплательщику предоставлялся тридцатидневный срок (применялось положение п.6 ст. 100 НК РФ, который устанавливает срок для предоставления возражений на акт налоговой проверки).
Источник: https://kskgroup.ru