О том, как будет развиваться транспортная инфраструктура, какие проблемы будут решаться в первую очередь и о том, какова роль Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в синхронизации развития между регионами, рассказал ее генеральный директор Кирилл Поляков.
Каких успехов удалось достичь дирекции в 2016 году?
— Прошлый год четко очертил роль дирекции в системе органов региональной и федеральной власти. При нашем непосредственном участии Минтранс, город и область теперь совместно решают транспортные задачи. Планы развития транспортной системы согласованы как между Петербургом и Ленобластью, так и с федеральными программами. Благодаря нашим усилиям юридические границы субъектов перестали быть преградой, никто не делит пассажиров на своих и чужих.
Наработанный порядок взаимодействия по различным аспектам транспортной деятельности позволяет сегодня решать и возникающие вопросы, и те, согласование которых долгое время тормозилось. Так, удалось принципиально согласовать прохождение по территории Петербурга проектируемой трассы в обход населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино в створе Пискаревского проспекта, что облегчит напряженное движение в быстрорастущем районе.
Вообще 2016 год для дорожной отрасли региона был весьма успешным. Было завершено несколько масштабных проектов федерального уровня, имеющих экономическое и социальное значение. Это и шестиполосный участок трассы А-181 «Скандинавия», и строительство путепровода на станции «Возрождение» участка железной дороги Выборг — Каменногорск, и реконструкция Петербургского шоссе на участке от поворота на «ЭкспоФорум» до Витебского проспекта. Ну и, безусловно, самым громким событием года стало завершение Западного скоростного диаметра, ввод в эксплуатацию его центрального участка.
Какой задел на будущее вы видите в результатах своей работы?
— Помимо непрерывной работы по координации органов государственной власти, отслеживания темпов реализации проектов адресной инвестпрограммы и федеральной целевой программы, мы занимались и более глобальными вопросами. Например, нами инициирована и проведена работа по внесению в Госдуму проекта изменений в закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», включающих в перечень объектов концессионных соглашений новый объект — транспортно-пересадочный узел.
При участии дирекции подготовлено и подписано соглашение между правительствами Петербурга и Ленобласти о регламенте взаимодействия при реализации совместных проектов ГЧП — первое в России. Создана межправительственная рабочая группа под руководством вице-губернаторов Игоря Албина и Михаила Москвина, в рабочем порядке рассматривающая проблемные аспекты развития транспортной инфраструктуры субъектов. Запущен механизм взаимного согласования градостроительной документации на приграничных территориях для исключения проблем с транспортным обеспечением развивающихся районов.
Как синхронизируется работа над транспортными проектами между регионами?
— Развитие транспортной системы Петербурга и Ленобласти идет по пути интеграции транспортных связей двух субъектов. И поэтому особенно актуальными становятся вопросы развития транспортной системы на границе субъектов. Например, когда началась реконструкция трассы «Скандинавия», выяснилось, что участок дороги, от ЗСД до границы с областью, расположенный на городской земле, в программу не включен. В результате наших действий были выделены средства, работы синхронизированы, и в конце прошлого года открылся реконструированный участок дороги, на котором не просто стало меньше пробок, но и аварийность уменьшилась в разы, и ездить стало комфортно.
Дирекции было поручено организовать взаимодействие между строителями, заказчиками и сетевыми монополистами на участке строительства платной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Здесь, я считаю, мы совершили огромный прорыв — впервые был согласован проект ликвидации газопровода вместо переноса при реконструкции Таллинского шоссе, что позволит сэкономить несколько десятков миллионов рублей.
В 2016 году усилилось наше сотрудничество с Октябрьской железной дорогой, в первую очередь в сфере пригородных пассажирских перевозок. Сейчас мы работаем над предпроектом по организации железнодорожного сообщения из Сертолово в Петербург. Это позволит связать с городом в том числе и онкоцентр в поселке Песочный. За 20 минут можно будет добраться из Сертолово в центр города, значительно снизится поток машин на Выборгском шоссе, что благоприятно отразится и на экологической обстановке. Поскольку ветка проходит по землям Минобороны РФ, наша задача состоит и в вовлечении имущества Минобороны в развитие транспортной системы региона.
В прошлом году дирекция завершила разработку Стратегии развития транспортной системы Петербурга и Ленинградской области до 2030 года. Что будет реализовано в соответствии со стратегией в первую очередь?
— На первом этапе — в период с 2017 по 2020 год — акцент делается на максимальном использовании существующих мощностей за счет их модернизации, устранении узких мест и улучшении качественных параметров существующей инфраструктуры. В этот период будет обеспечено завершение уже начатых проектов строительства и реконструкции, а также реализация мероприятий, не требующих значительных инвестиций.
На втором этапе — с 2021 по 2030 год — планируется осуществить переход к форсированному развитию транспортной системы макрорегиона для обеспечения спроса на транспортно-логистические услуги и повышения конкурентоспособности отечественных транспортных компаний.
Важно, что в стратегии синхронизировано развитие транспортной инфраструктуры. Всем известен пример того, как запуск порта Усть-Луга фактически «остановил» город Гатчину. И сейчас есть понимание, что запуск порта Бронка в полном объеме создаст проблемы для Ломоносова, Петергофа и других населенных пунктов, расположенных вдоль трасс, по которым в порт пойдут грузы. Поэтому при развитии портовых мощностей нужно учесть их влияние на дорожно-транспортную сеть, с учетом пожеланий Минтранса по максимуму переводить грузы на железную дорогу и внутренний водный транспорт.
Какие проекты в более длительной перспективе нужны для развития транспортной системы Санкт-Петербургской агломерации?
— В первую очередь это проект строительства широтной скоростной магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц Петербурга, являющийся еще одним масштабным проектом, который в том числе предусматривает мост, существенно снимающий нагрузку с других мостов города. Поскольку существенный отрезок дороги проходит по территории Ленобласти, дирекция будет активно вовлечена в работу по согласованию всех необходимых документов на условиях ГЧП. Мы понимаем, что его сложно будет реализовать без поддержки федерального центра, поскольку трасса не уступает по масштабам ЗСД и станет Восточным диаметром.
В рамках реализации стратегии разрабатывается Объединенная комплексная транспортная схема. Для чего она нужна?
— Основной целью разработки ОКТС является определение оптимального варианта градостроительного развития Петербургской агломерации. Необходимо синхронизировать вопросы территориального планирования в части транспорта с развитием агломерации в целом, определить текущие и прогнозные территориальные, временные, финансовые и иные ресурсы, требуемые для развития транспортной инфраструктуры.
Чтобы сформировать единый подход, в схеме будет разработан комплекс мероприятий по организации транспортного сообщения на смежных территориях города и области.
В настоящее время по заказу дирекции уже разработана пилотная зона комплексной транспортной схемы для территории, расположенной в восточной части Ленобласти и граничащей с Петербургом. Она была утверждена 8 декабря 2016 года на Координационном совете по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, который проходит 2 раза в год под председательством министра транспорта Максима Соколова. Схема, которая должна быть полностью завершена к концу 2017 года, будет учтена при разработке нового генплана Петербурга до 2043 года, а также при внесении изменений в Схему территориального планирования Ленинградской области.
Наш регион – приграничный. Как дирекция участвует в проектах международного сотрудничества?
— Если говорить о международном сотрудничестве в области логистики и транспорта, то в рамках второго этапа строительства порта Бронка планируется создание терминально-логистического комплекса на припортовой территории, и дирекция проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования. Еще один проект — это строительство новой автодороги от Выборга до МПП Брусничное, которая является частью большого русского-финского проекта по развитию автомобильных подходов между Выборгом и погранпереходом Брусничное/Нуйямаа, включающего, в частности, реконструкцию действующей автодороги вдоль Сайменского канала.
Что вы скажете по поводу развития механизма государственно-частного партнерства при строительстве транспортных объектов?
— Безусловно, развитию ГЧП будет способствовать позитивный опыт реализации ГЧП-проектов в Петербурге. Запуск нового терминала аэропорта Пулково и ЗСД показывает эффективность такой формы взаимодействия бизнеса и государства при строительстве инфраструктурных транспортных объектов. Причем следует учитывать, что они начинали реализовываться буквально с чистого листа, без четкой законодательной базы. Сейчас же при участии дирекции формируются новые правила игры, благодаря которым количество ГЧП-проектов значительно вырастет, поскольку они станут максимально выгодными и для регионов, и для частных инвесторов.