23:3824 января 201723:38
186просмотров
23:3824 января 2017
Взаимоотношения аграриев и государства напоминают американские горки. После введения продовольственного эмбарго только ленивый не говорил об АПК как о стратегической отрасли. Глава Минсельхоза Александр Ткачев даже обещал, что Россия другие страны будет кормить. Но радужные планы разбились о реалии. Во–первых, вместе с кризисом ужесточились правила получения кредитов. Во–вторых, себестоимость производства значительно выросла.
В итоге производители, например, в Ленобласти вдвое потеряли в доходах, а без господдержки и вовсе бы ушли в минус. Уже в 2016 году производители начали конкурировать между собой.
Так, свиноводы потребовали прекратить строительство новых комплексов, производители грунтовых овощей говорят, что по огурцам рынок близок к насыщению. Уже сейчас заявлено больше комплексов по выращиванию грибов, чем весь объем рынка. При этом потребление мяса, овощей, молочной продукции падает, потому что доходы населения не растут.
Так что вице–премьер Игорь Шувалов пришелся ко двору со своим заявлением о том, что "санкции скоро прекратят свое действие". Под конец 2016 года об этом уже предупреждал Александр Ткачев, говоря, что процесс будет постепенным. Тем более впереди еще целый год — эмбарго продлено до 31 декабря 2017 года.
Загадкой, правда, остается, как это соотносится с декларациями Минсельхоза. Например, ведомство говорило о необходимости дополнительно произвести 1 млн т тепличных овощей к произведенным по итогам 2015 года 750 тыс. т. Еще шла речь об увеличении объемов производства молока с 30 млн до 35 млн т. В общем, много чего хотели от сельхозпроизводителей чиновники. А по факту вчера субсидии выделяли, восхваляли во все голоса, а сегодня уже советуют не привыкать к хорошему и готовиться к наступлению импорта.
Эта смена позиции, конечно, легко объясняется политической ситуацией на международной арене. Многие политэксперты не исключают, что итогом президентских выборов в США может стать потепление отношений между странами, поэтому санкции придется снимать. Но что делать производителям в такой ситуации? Или надеяться, что дальше примирительных слов дела не зайдут, или приготовиться достойно встретить конкурентов.