Немецкая TRABET Transportbeton GmbH продала петербургскую компанию "Индустри Петробетон" совладельцу Беломорского порта Павлу Лившицу и его партнеру по бизнесу в сфере стройматериалов Александру Щепину.
Немецкая группа Schwenk Transportbeton GmbH & Co после 10 лет работы в Петербурге продала акции фирмы "Индустри Петробетон" и покинула российский рынок. Эксперты оценивают сделку в 70 млн рублей. Новыми собственниками компании стали совладелец ЗАО "Беломорский порт" Павел Лившиц и его бизнес-партнер Александр Щепин. У бизнесменов есть щебеночный карьер в регионе и планы по покупке еще минимум двух бетонных производств в Петербурге. Эксперты говорят, что создание цепочки полного цикла в кризис — рискованная стратегия.
Ушли из России
О сделке, которая была закрыта в конце прошлого года, "ДП" рассказали несколько источников. Ее сумму они оценили в 50-70 млн рублей. Это четвертая смена собственника в истории "Индустри Петробетон". Завод у станции метро "Елизаровская" в 2000 году построила шведская компания NCC в партнерстве с российским "СУ-288". В 2003 году предприятие перекупил немецкий концерн Heidelberg, а в 2004 году — группа Schwenk.
Источники, близкие к группе Schwenk, продажу завода подтвердили. По их словам, продав завод, группа покинула российский рынок и сосредоточилась на работе в Европе (штаб-квартира группы находится в городе Ульм, а головная компания — TRABET Transportbeton GmbH — в Берлине, в ее собственности — 140 бетонных заводов).
"Завод в Петербурге был частью больших планов немцев по экспансии на российский рынок. Но им не суждено было сбыться", — констатирует один из источников "ДП". Действительно, в последние годы "Индустри Петробетон", по всей видимости, работал слабо: отгружал не более 2-3 тыс. м3 бетона в месяц при проектной мощности 10 тыс. м3. "Спрос на бетон в кризис упал, а конкуренция среди производителей выросла. Собственников эта ситуация не устраивала", — пояснил собеседник "ДП".
Русские немцы
Новые владельцы завода — бизнесмены Павел Лившиц и Александр Щепин. "Они регулярно бывают на предприятии и уже поменяли там руководство", — сообщил один из собеседников "ДП". Пост гендиректора вместо уволенного Алексея Воропаева занял Константин Карнарук, который ранее работал в компании "Бетоника". Новый генеральный директор комментировать ситуацию отказался.
По данным ЕГРЮЛ, "Индустри Петробетон", как и раньше, на 99,5% принадлежит немецкой фирме "Петробетон Фервальтунгс ГМБХ". "ДП" дозвонился до Александра Щепина, и тот пояснил, что именно эту немецкую фирму они с партнером и купили.
"Мы — русские немцы. Живем в Германии, а работаем здесь. Покупка бетонного завода — шаг на пути создания цепочки по производству стройматериалов на Северо-Западе", — говорит Александр Щепин. По его словам, у партнеров уже есть в собственности щебеночный карьер. И они планируют купить еще минимум два лежащих на боку бетонных производства в Петербурге. Возможно, даже в этом году.
"Все купленные заводы, в том числе "Индустри Петробетон", будем модернизировать", — сообщил Александр Щепин, но планы по инвестициям не раскрыл.
По данным СПАРК, Павел Лившиц и Александр Щепин владеют долями в АО "СК "Групп", главный бизнес которого — торговля стройматериалами. Кроме того, Павел Лившиц контролирует 22% ЗАО "Беломорский порт" и 53% ЗАО "Промавиа", которое создано для грузовых воздушных перевозок. Ему же, согласно СПАРК, принадлежит 50% казачьего сельхозпредприятия "Псковское" и 50% строительной компании "Десятка" (см. "Активы предпринимателей...").
Получить пояснения по поводу развития разнопланового бизнеса "русских немцев" в России "ДП" не удалось. Александр Щепин заявил, что информацией о деятельности других компаний партнера не владеет.
Внимание — на кадры
Участники рынка говорят, что время для выхода на бетонный рынок не самое удачное.
"Спроса нет. Производители рвут заказы друг у друга. Строители требуют отсрочек на месяц-другой, а некоторые даже на год. Хотя купить бетонное производство сейчас можно за очень гуманные деньги", — говорит директор по развитию "Нордмикс" Виталий Прокуроров. К плюсам "Индустри Петробетон" он отнес достойное имя и историю, а также близость к центру города. "При правильном подходе к коммерции и логистике это гарантирует круглогодичный объем заказов", — считает он. По мнению гендиректора компании "Пилигрим" Андрея Мукосеева, важно, чтобы собственники-иностранцы не переставали контролировать ситуацию. "А то местные менеджеры со временем начинают решать свои проблемы. Это может загубить бизнес", — говорит он. Идея инвесторов создать производственную цепочку тоже показалась экспертам сомнительной. "Многие крупные фирмы делали на это ставку. Но в кризис от планов отказались. Инвестиции слишком долго окупаются", — заключил Виталий Прокуроров.