Теневой компромисс: почему мы продолжим платить за проезд наличными

 

Оплата проезда наличными воспринималась совершенно нормально еще 10 лет назад. Но сегодня, когда многие граждане оплачивают большинство покупок с помощью пластиковых карт и через Интернет, кондуктор, собирающий мелочь в автобусе, кажется немного старомодным. Особенно на фоне мировых трендов. Государственный банк Швеции сокращает объем наличных в экономике, изымая из обращения банкноты, так как шведы предпочитают электронные способы оплаты. Национальный банк Дании в 2017 году прекратит выпуск национальной валюты — датской кроны. Переход на электронные платежи, по мнению скандинавских финансистов, позволит эффективно бороться с теневым сектором.
В России как федеральные, так и местные власти совершенно равнодушны к электронным способам расчета. Хотя очевидно, что финансово–хозяйственная деятельность компаний сразу стала бы видна как на ладони. Но, возможно, теневой оборот — это компромисс власти и бизнеса. На примере общественного транспорта это очень хорошо видно.
Депутаты, чиновники с завидной регулярностью придумывают разные нормативные акты для формализации и упорядочения работы городского и общественного транспорта. Теоретически каждый новый нормативный акт законодательной власти, дополненный распоряжениями, постановлениями исполнительной власти, должен улучшать жизнь бизнесменов и потребителей их услуг — рядовых налогоплательщиков. Но по факту получается только хуже, чем было: у предпринимателей возникают дополнительные обязанности, исполнение которых влечет рост накладных расходов. Иногда из–за необходимости плодить офисный планктон, а иногда просто потому, что вопрос решается с помощью взяток.
Один из последних примеров — ноябрьское постановление Смольного, касающееся заказных перевозок. Типичный пример заказных перевозок — автобусные экскурсии. Они, как правило, проходят по заранее согласованному маршруту и графику, но бывают и спонтанные заказы. А как быть с ними, непонятно, так как, согласно новому постановлению Смольного, перевозчик обязан за 20 дней предоставить заявку и документы на согласование мест посадки и высадки пассажиров.
Требования к перевозчикам сегодня таковы, что любую компанию можно закрыть в течение нескольких часов за оказание услуг, не соответствующих нормативным требованиям. Это подтвердит любой перевозчик. Но обычно надзорные органы ограничиваются штрафами. Такая политика гарантирует властям полную лояльность бизнеса, который будет стремиться исполнить любую новую их прихоть.
Лояльность заканчивается, когда бизнес перестает приносить прибыль. Если взглянуть на отчетность некоторых частных перевозчиков (государственные уже давно и глубоко в убытках), то очевидно, что рентабельность их деятельности упала в 4–5 раз за последние 5 лет, до 2%. Эта цифра может показаться смешной: даже если деньги просто положить на счет в банк, то доходность будет выше. Но официальная отчетность не отражает реального положения дел в городских перевозках. Хотя бы по той причине, что частные компании принимают от граждан в оплату проезда наличные средства, которые сложно поддаются учету. Теневой оборот позволяет перевозчикам самим развиваться и удовлетворять растущие аппетиты власти. Поэтому перекрывать поступление наличных в бизнес никак нельзя.