11:3326 декабря 201611:33
608просмотров
11:3326 декабря 2016
Все мы испытываем потребность сравнивать себя с другими. Это корректирует самооценку и дает пищу для размышлений. У тех, кто управляет бизнесом, есть аналогичная потребность: сравнивать свою компанию с отраслевыми лидерами и конкурентами. Бенчмаркинг, то есть сравнение с эталонами, давно стал необходимым инструментом для оценки состояния компании. Но некоторым он приносит больше вреда, чем пользы. Примеры решений, принятых компаниями из Fortune Global 500, вызывают раздражение у руководителей малого и среднего бизнеса. Зачем сравнивать, если у нас неравные возможности, начиная с возраста компании и заканчивая доступностью длинных денег. Но сравнивать надо! Вопрос в том, как это сделать правильно.
Начнем с примера, далекого от бизнеса. Я иду, и меня обгоняет другой пешеход. Если сделать бенчмаркинг по скорости, то сравнение не в мою пользу. И я испытываю раздражение, потому что не знаю, что делать с результатом сравнения. Если бенчмаркинг используется именно как сравнение достижений, он вызывает демотивацию. А как следует сделать? Я изучаю этого быстрого пешехода, чтобы понять: за счет чего он такой быстрый? Оказывается, на нем удобная обувь. А я — в туфлях на высоком каблуке, они мне еще и пятки натирают. Я осознаю, что, если подберу более удобную обувь, моя скорость вырастет.
Таким образом, бенчмаркинг приносит пользу, когда мы сравниваем не достижения, а действия, которые привели к этим достижениям. Посмотрим, как это выглядит применительно к бизнесу. Завод Hyundai в Петербурге организовал третью смену на производстве полностью из роботов, вместо того чтобы набрать рабочих. Потому что для робота неважно, день или ночь, ему не нужны свет и социальный пакет. Это хороший пример для всех производственных компаний. Но как получить пользу от этой информации маленькому заводу? Неправильный способ — сравнение достижений. Hyundai — промышленный гигант, а у нас маленький завод, трудятся в основном неквалифицированные рабочие. Руководитель расстраивается: "Зачем вы мне про это рассказываете? Это не для нас". Правильный способ — сравнение действий. Автоматизация — это ведь не только роботы! Смотри–ка, ведь можно полностью отказаться от ручного труда. Мне как–то предлагали купить автоматизированную линию, она может заменить шесть рабочих. Рабочие обходятся недорого, но делают много ошибок, и вообще с ними много проблем. Надо посчитать еще раз. В конце концов, чем мы хуже!
Автор — руководитель направления "Экономика компании" ГК "Институт
Тренинга — Арб Про"