Прибытие локомотива в тупик. Почему IT-отрасль замедлила рост

Автор фото: Валерий Матыцин/ТАСС

  

По прогнозам аналитиков, рынок сотовой связи в РФ в этом году покажет рост на 1–2%, а телеком–рынок в целом — на 3–4%. И такое случится впервые: раньше сотовая связь была локомотивом отрасли. Огромные надежды сотовики возлагали на мобильный Интернет. И вот он есть практически у всех, кому это нужно, за последний год количество абонентов мобильного Интернета в Петербурге выросло всего на 20 тыс., до 5,47 млн пользователей по итогам III квартала. Эти клиенты потребляют все большие объемы трафика, но это не приносит операторам долгожданного роста выручки, а только обещает дальнейшие расходы на улучшение сети. На рынке IT печальная ситуация с мобильными приложениями. В Петербурге ежегодно разрабатывают около сотни приложений, каждое стоит десятки миллионов рублей. А между тем часто сегмент рынка, на который ориентируется приложение, имеет скромный объем — 2–5 млн рублей в год. Разочарование приведет к резкому оттоку инвесторов из этого сегмента, а многие стартапы схлопнутся. Перспективное направление IT — все, что связано с цифровой безопасностью, особенно в сфере онлайн–банкинга, где прирост пользователей соревнуется по скорости с наплывом кибермошенников. В области IT–безопасности россияне всегда были хороши, и это вселяет надежду.

Цитата года

"Данные, выложенные россиянами в Интернет, должны являться собственностью государства". - Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch.

Проект года

Посевы Яровой
В июле в РФ принят пакет антитеррористических законов за авторством депутата Ирины Яровой. Он грозит связистам огромными расходами, а их клиентам — ростом цени потерей "прайвеси".
Согласно закону Яровой, с лета 2018 года все операторы связи будут обязаны хранить и передавать спецслужбам трафик своих абонентов за последние полгода, а информацию о фактах соединения — беречь в течение 3 лет.
Закон был воспринят так: власти обязали бизнес построить один из самых больших банков данных в мире. Трафик 27 крупнейших провайдеров РФ за 6 месяцев — это 1 эксабайт — размер гигантского хранилища Facebook. Затраты на создание такого банка оцениваются в диапазоне от 10 млрд до 10,3 трлн рублей. Для сравнения: все расходы бюджета РФ в 2018 году должны составить 16,4 трлн рублей.
Построить самый большой дата–центр в мире для хранения переписки и сериалов россиян вызвался "Ростех". Однако в конце ноября, когда компания уже готова была представить свое решение проблемы в деталях, у ФСБ, Минпромторга и Минкомсвязи возникло множество вопросов к самой идее проекта. Его отправили на доработку. Позже в Минкомсвязи сменили чиновника, который курирует реализацию закона. На данный момент весь эффект от "пакета Яровой" — это гранты, полученные производителями "железа" в рамках экспортозамещения (еще вопрос, насколько российским будет их продукт). Принятие законопроекта не потребует расходов федерального бюджета, говорила Яровая. И пока что действительно — ни одной бюджетной строчки.

Сделка года

Съесть часть оператора
Сделок в петербургском телекоме и IT в 2016 году было немного, и огромных вложений никто не сделал. На этом фоне тем более выделяется покупка пермским оператором «ЭР–Телеком» петербургского филиала «ВестКолла» за 3,87 млрд рублей. То есть куплено именно местное подразделение федерального оператора (довеском пошли рязанские активы). Подобные сделки совершаются нечасто. «ВестКолл», несмотря на московскую принадлежность, имел в Петербурге сильное руководство, был заметным игроком на рынке широкополосного доступа в Интернет для физлиц и юрлиц. «ЭР–Телеком», добавив это приобретение в копилку, приблизился к лидеру местного рынка интернет–доступа — «Ростелекому». Кто бы мог подумать об этом в конце 2010 года, когда пермяки вышли на поделенный, казалось, раз и навсегда петербургский рынок. Учитывая давление на мелких операторов, усилившееся в 2016 году, «ЭР–Телекому» есть еще что прибавить.

Угроза года

Час суда для сайтов
Соцсеть профессиональных контактов LinkedIn стала первым крупным международным ресурсом, заблокированным в России по суду, в соответствии с законом о персональных данных, они должны храниться на территории РФ. LinkedIn в России насчитывала 5 млн пользователей, посещаемость после блокировки упала на 36%. Рекрутеры заявили, что соцсеть все равно не решала задач массового найма, а вице–премьер Ольга Голодец предложила использовать сайт «Работа в России» вместо LinkedIn. Спасение пришло откуда не ждали. В начале декабря Microsoft закрыла сделку по покупке LinkedIn за $26,2 млрд. Ранее американская корпорация перенесла данные россиян на серверы в РФ, она собирается сделать то же самое с новым приобретением. Глава Роскомнадзора Александр Жаров в декабре заявил, что встреча с представителями LinkedIn «прошла в конструктивном ключе» и сеть сможет возобновить работу в России в середине 2017 года.

Темная лошадка

Выглядеть как картинка
Прорывом года стало приложение для мобильных устройств Prisma, сделанное выходцем из Mail.Ru Group Алексеем Моисеенковым. За 9 дней программка, которая с помощью нейросетей позволяет стилизовать фотографии под картины известных художников, стала одним из самых скачиваемых приложений в десятке стран. По динамике установок в первые дни Prisma обогнала принадлежащие Facebook сервисы Instagram и MSQRD. За 5 недель с момента выхода проект набрал 10 млн установок.
В июле акционером Prisma стала Mail.Ru Group, заплатив за долю примерно 10%, около $2 млн. Зарабатывает сервис на платных фильтрах, которые уже принесли проекту, по данным СМИ, около $1 млн. В октябре стало известно о планах Prisma продавать свои технологии другим разработчикам. Правда, уже сейчас отраслевые эксперты говорят о том, что успех чудо–приложения может оказаться кратковременным явлением.