Летчик–застройщик. Как Александр Кожин стал миллиардером

Автор фото: Роман Яндолин

 

Александр Кожин, сын советского летчика–истребителя Виталия Кожина, в юности мечтал стать пилотом, поэтому после школы уехал в Оренбургскую область, где в 1977 году окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Затем 17 лет работал в Ленинградском управлении гражданской авиации: сначала в Новгороде, а после окончания Академии гражданской авиации — в Пулково. В 1994 году в возрасте 36 лет пилот первого класса Александр Кожин ушел на пенсию.

С воздуха в море

Кожин не стал довольствоваться повышенной пенсией летчика и в 1995 году приобрел старенький теплоход "Сормовский 7", основал судоходную компанию "Дуглас", возившую грузы по Волго–Балту и по Балтике. Впоследствии флот разросся до 16 судов, последнее из которых бизнесмен назвал в честь отца "Виталий Кожин". Позже бизнесмен приобрел в Большом порту Петербурга завод по утилизации кораблей (АО "Интерферрум металл"), который реконструировал в терминал по перевалке леса и металла.
С приходом в Петербург губернатора Валентины Матвиенко бизнесмен был приглашен в Смольный на пост главы комитета по транспортно–транзитной политике. В этот период компания Александра Кожина "Стремберг", войдя в партнерство с сыном градоначальницы Сергеем Матвиенко, получила на инвестиционных условиях несколько га земли в Приморском районе, где собралась строить торговый комплекс "Питерлэнд" с крытым аквапарком. Проработав в Смольном всего полгода, Кожин ушел оттуда, но опыт, приобретенный за это время, помог ему получить еще несколько участков, на которых было затеяно строительство апарт–отелей. Он продал весь свой морской бизнес и вложил деньги в девелопмент.

Снова в воду

В 2007 году Александр Кожин привлек в проект ТРК "Питерлэнд" челябинского девелопера Артура Никитина, вложившего в стройку 1,5 млрд рублей. Но в кризис Кожин в альянсе с владельцем ГК "Тор" Анатолием Федосеевым распрощался с уральским партнером. Сейчас из–за финансовых претензий с Урала многие структуры Кожина и Федосеева банкротятся. Тем не менее "Питерлэнд" с аквапарком успешно работает, генерируя своими 180 тыс. м2 выручку по 500–600 млн рублей в год. А в 2015 году "Стремберг" взял в управление аквапарк "Вотервиль".
В 2016 году Кожин продал структурам Виктора Вексельберга землю на Петровском острове под апарт–отель за 1,3 млрд рублей. И начал строить рядом с "Питерлэндом" апарт–отель "Московский двор".
Начну с прошлого. Мой отец защищал ленинградское небо во время Великой Отечественной войны и первым пригнал эскадрилью аэрокобр на Ленинградский фронт с Дальнего Востока. Я 17 лет работал в гражданской авиации. И действительно, после выхода на пенсию занялся судоходным бизнесом. Работал в Смольном. В дальнейшем принял решение все активы продать и проинвестировать в многофункциональный комплекс "Питерлэнд". Надеюсь, что "Питерлэнд" нашим соотечественникам нравится. Что касается схемы бизнеса, то Ligorio Ltd принадлежит мне на 100%, и все, что связано с названием "Питерлэнд", тоже на 100%, и с аквапарками и управляющими компаниями тоже 100%. Как и ИП Кожин и ЗАО "Стремберг". А вот ООО "Московский двор" — 50%. Остальные компании либо ликвидированы, либо не мои. Компании, которые принадлежат моему сыну или моей жене, я точно не знаю, поэтому меня с ними путать не следует!
Александр Кожин
президент ЗАО "Стремберг"
> Оценка состояния (согласно рейтингу миллиардеров "ДП" на сентябрь 2016 года) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.