Дела о банкротстве и искусство войны

 

Ведение дела о банкротстве зачастую сродни ведению войны, в которой оружием является тактическое и стратегическое искусство. Здесь нет очевидных противоборствующих сторон, как в исковом производстве. Не зря для банкротчиков характерны такие термины, как "враг" и "дружественный".
Вчерашний враг сегодня может стать твоим союзником, и наоборот. Более того, часто в одиночку вообще невозможно победить.
Ситуация из практики. По закону конкурсный управляющий избирается на собрании кредиторов большинством голосов от общего размера требований кредиторов, включенных в реестр.
В связи с этим кредитор, обладающий относительным большинством голосов, без поддержки одного из миноритариев, не добрав до 51%, не сможет провести свою кандидатуру управляющего на собрании кредиторов. Думаю, сегодня уже никому не надо объяснять значимость "своего" управляющего в конкурсном производстве.
В свою очередь, должник может первым выйти на такого миноритария и договориться о том, что именно ему будут выплачены деньги, если будет утвержден лояльный ему — должнику — конкурсный управляющий, который выведет активы из конкурсной массы.
И вот этот самый ангажированный миноритарий с невинным видом предлагает крупному кредитору проголосовать за нужного должнику управляющего, представив его как "своего", обрисовав радужные перспективы расчетов со всеми кредиторами.
Когда, проголосовав "как надо", крупный кредитор понимает, что опростоволосился, поменять что-либо оказывается уже неимоверно трудно.
В одноименной книге "Искусство войны" Сунь Цзы такой ход называется стратегическим нападением: "Прежде всего надо думать о том, чтобы оставить противника без союзников".
Другой пример. Два непримиримых врага — бывшие партнеры, не поделившие доли в бизнесе, — вынуждены сплотиться перед общей угрозой банкротства.
Пока идет корпоративный конфликт между учредителями, появляется просрочка по кредиту, и на предприятии вводится процедура банкротства.
Конкурсный управляющий, поставленный кредитором, пытается реализовать ликвидный актив по цене в 5 раз ниже его реальной стоимости.
При этом рыночная цена актива такова, что этих денежных средств хватило бы на погашение всего реестра требований кредиторов, что привело бы к прекращению процедуры банкротства.
Поодиночке каждый из бывших партнеров не в состоянии оказать должное сопротивление конкурсному управляющему. Зато сообща они дали общему врагу достойный отпор.
Вопрос о союзнике в данной ситуации стоит как никогда остро.
Разумеется, пределы этой дружбы строго ограничены достижением общей цели предотвращения реализации имущества по заниженной цене. Что будет после этого — покажет время.
В любом случае выбирать союзников следует с умом, а степень доверия к ним должна быть адекватна в каждой отдельно взятой ситуации.
Автор — юрист Апелляционного центра