Клиенты становятся конкурентами: как меняется IT–рынок

  

Интересные изменения происходят у нас в IT–отрасли. Еще недавно распределение ролей производитель — потребитель казалось понятным и устоявшимся раз и навсегда. С одной стороны — IT–компании, через которые пользователям становятся доступны те или иные IT–сервисы, и с другой — собственно потребители. Но такого расклада в мире уже нет — это становится очевидно.
Недавно неайтишная компания — крупный продуктовый ретейлер — вывела на рынок свой логистический IT–сервис. Сам факт того, что оператор продуктовых магазинов не просто создал интернет–магазин, а вышел на рынок IT, интересен.
Сходный пример — крупнейший в мире интернет–магазин Amazon разработал систему распознавания товаров при разгрузке на складах, которая упрощает процесс приемки.
Если тенденция сохранится, то можно ожидать, что, например, ресурсодобывающая компания выйдет на рынок с IT–сервисом обработки измерительных данных, которые будут проверять эффективность использования газа от месторождения до конкретной квартиры и предлагать специальные тарифы наиболее эффективным пользователям.
Вечная тема — покупать готовый IT–продукт или разрабатывать свой — изъезжена вдоль и поперек. Казалось бы. Но рынок меняется. Меняются условия, в которых бизнес принимает решения, меняется роль IT. Уже давно из чисто вспомогательной функции она переросла в драйвер роста для бизнеса. Все больше специалистов из самых разных отраслей говорят примерно следующее: мы нашли нужный IT–продукт, посчитали затраты на то, чтобы дополнить его тем функционалом, который нам нужен, и оказалось, что внедрение стоит безумно дорого. Надо брать не готовый продукт, а собрать то, что нужно, из разных кирпичиков. Неайтишные компании вдруг задумались над возможностью создания и вывода на рынок собственных решений, которые, конечно, не станут лидерами рынка, но зато будут заточены под конкретную специфическую задачу. И, как ни странно, это может быть экономически оправдано. Прекрасные дилетанты — новыми героями IT–рынка становятся неайтишные компании.
Сравните. Около двух десятилетий производство с интенсивным использованием ручного труда из США и Европы перемещалось в Индию, Китай. Тоже казалось, что эта ситуация сохранится надолго. Но развитые страны возвращают сборочные производства назад. Причина проста, и заключается она не в удешевлении рабочей силы на Западе — просто появились роботы. Хотя промышленная роботизация — еще не до конца свершившийся процесс, но она уже потенциально устранила региональные различия в стоимости труда. Кроме того, роботам не нужен менеджмент, не нужно строить управленческую пирамиду, как в случае с людьми, роботам не нужны бригадиры, начальники смены, отпуска, профсоюзы…
Вернемся к софту. Мы привыкли ждать новых релизов от IT–монстров вроде Apple или Microsoft. Но теперь компании, которые раньше могли задаваться вопросом, купить готовое решение или разработать продукт "под себя", идут дальше. Сейчас они говорят: мы не только можем купить продукт или самостоятельно его разработать, мы еще и на рынок его можем продать.
Автор - генеральный директор First Line Software