Как конвертировать инвестиционный потенциал России в реальность. Комментарий

 

Россия заняла второе место в рейтинге развивающихся экономик по версии Bank of America Merrill Lynch. Впервые Россия оказалась в рейтинге выше, чем Китай (третье место). Также в первую пятерку вошли Индия и Индонезия.
В Bank of America отметили, что достоинствами экономики России являются «текущий счет, показатели бюджета и платежеспособности». Рейтинг составляется на основании данных по финансовой стабильности, экономическому росту, инфляции, уязвимости бюджета.
Потенциальные достоинства нашей экономики можно конвертировать в реальные только одним способом: обеспечить инвесторам гарантии, в которые они поверят. Но это должны быть не какие-то слова и даже не отдельные действия, а целый комплекс мероприятий в сфере инвестклимата. Наши внешние друзья-партнеры должны уверовать в то, что российский инвестклимат надежен, стабилен и сюда можно вкладываться на длительный срок.
Пока российская экономика является областью приложения по большей части краткосрочных инвестиций. Деньги приходят на фондовый рынок, уходят с него, и это называется инвестициями. Их присутствие, конечно, тоже является положительным фактором. Но хотелось бы видеть большее число инвесторов, которые вкладываются надолго и в разные отрасли.
Важно убедить и внутренних, отечественных, инвесторов. Для страны это еще важнее, чем отношения с внешними игроками. Отечественные если не более пугливые, то во всяком случае более информированные. Их сложнее убедить.
Пока что мы видим множество примеров действий государства, которые если и не вредят инвестиционному климату, то и не помогают ему – в лучшем случае все остается на прежнем уровне. Самые известные примеры последнего времени – приватизация «Башнефти» и «Роснефти».
Сама по себе приватизация – это хорошо и привлекательно для инвесторов. Но эти громадные сделки проводились непрозрачно и непонятно. Потенциально к приватизации «Роснефти» могли бы быть привлечены крупные международные компании. Но никакого открытого конкурса мы не увидели.
Мы даже точно не знаем, сколько получит бюджет – то ли 10 млрд, то ли 300 млн. Неясно, западные ли это инвестиции или речь опять идет о перекладывании российских денег из одного кармана в другой при посредническом участии западных компаний и под гарантии российских госбанков. Представить себе подобную сомнительную сделку, скажем, в Германии – невозможно.
Обе эти сделки вновь сообщают инвесторам, что в нашей экономике все по-прежнему смутно, непонятно и требует каких-то гарантий на самом верху. А для того чтобы улучшить инвестиционную привлекательность страны и конвертировать ее в реальные доходы, нужно, чтобы вся система в целом работала более прозрачно, более ясно.
Александр Батушанский – управляющий партнер КГ «Решение»