Структура Гуцериева с покупкой "М.видео" станет монополистом, но вряд ли — русской версией Alibaba

Группа Гуцериевых и Шишханова договорилась о покупке "М.видео" и, в случае одобрения регуляторов, станет монополистом на рынке бытовой техники и электроники. Она также претендует на роль русского аналога Alibaba. После запуска в 2017 году маркетплейса "М.Маркет" львиная доля покупок техники в Рунете, вероятно, будет проходить на площадках Гуцериева или экс-владельца "М.видео" Александра Тынкована.

Группа "Сафмар" семьи Гуцериевых и Михаила Шишханова объявила о достигнутой договоренности купить крупнейшую в России сеть бытовой техники и электроники "М.видео" у Александра Тынкована, Павла Бреева и Михаила Тынкована. "Сафмар" уже владеет "Техносилой" и ранее договорилась о покупке "Эльдорадо". Таким образом, структура Гуцериевых-Шишханова получает в свои руки крупнейших российских сетевых ретейлеров.
Осенью компания "М.видео" анонсировала запуск в 2017 году прямого конкурента "Яндекс.Маркета", универсальной торговой интернет-площадки (marketplace, маркетплейс), на которой будут продаваться в том числе товары, непрофильные для сети. С объединением крупнейших ретейлеров и продвижением этого онлайн-проекта "Сафмар" может стать монополистом на рынке техники и потенциальным отечественным аналогом китайского Alibaba, условным единым окном для покупок онлайн в России, а также площадкой для зарубежных покупателей.
Ранее на это звание претендовал "Юлмарт", но из-за конфликта акционеров компания не продвинулась существенно в этом направлении. Между тем аналитики и участники рынка считают, что "Сафмар" хоть и станет монополистом, но не пойдет по пути создания единого для трех сетей маркетплейса, сохранит конкуренцию брендов и направит свои усилия на работу в разных ценовых сегментах рынка электроники и бытовой техники.
Основатель и президент "М.видео" Александр Тынкован и его партнеры Павел Бреев и Михаил Тынкован договорились о продаже всего пакета принадлежащих им акций ретейлера финансовой группе "Сафмар", принадлежащей семье Гуцериевых и Михаилу Шишханову, сообщалось 14 декабря в совместном релизе сторон.
Согласно условиям сделки, "Сафмар" приобретет 100% акций кипрской инвесткомпании Svece Ltd, которая владеет 57,7% акций ПАО "М.видео". Сумма сделки составила $7 за одну акцию, таким образом, за пакет Тынкована и партнеров "Сафмар" может заплатить около $726 млн. Общий акционерный капитал ретейлера разделен на 180 млн бумаг, соответственно, стоимость выкупа всей компании составит $1,26 млрд.
В сообщении подчеркивается, что "Сафмар" предложит миноритарным акционерам "М.видео" продать свои акции по цене основной сделки. После продажи ключевые акционеры "М.видео" останутся в составе управления (совете директоров) и продолжат заниматься развитием сети и новыми проектами, ретейлером продолжит управлять менеджмент "М.видео".
"Сделка будет закрыта при условии получения всех необходимых разрешений и согласований регулирующих органов", — говорится в сообщении. Из него следует, что одобрения ФАС "Сафмар" еще не получала. Ходатайство о сделке в ФАС пока не поступало. По данным источников РБК, ФАС может одобрить сделку с рядом ограничений, поскольку "совокупная доля трех ретейлеров, которые находятся сейчас в периметре "Сафмар", уже превышает 30% (рынка)".
Александр Тынкован заявил, что "М.видео" "готова достичь новых амбициозных целей", а "инвестиции от нового владельца позволят поднять ретейлера на новый уровень". "М.видео" является одной из наиболее выдающихся компаний в своей отрасли, и мы видим ее как основу, на которой группа "Сафмар" будет развивать свой бизнес в секторе непродовольственной розницы", — приводятся в сообщении слова Михаила Гуцериева.
Позже Тынкован уточнил, что, согласно условиям договора, заключенного с группой "Сафмар", он и его партнеры в течение определенного времени не имеют право запускать подобные "М.видео" бизнесы.
После новостей о сделке акции "М.видео" на Московской бирже подскочили более чем на 11%. По состоянию на 12:00 по московскому времени одна акция ретейлера стоила 409,9 рублей, максимальная стоимость сделок к этому моменту достигала 414 рублей за акцию. Соответственно, капитализация ретейлера к этому моменту составляла 73,69 млрд рублей (около $1,2 млрд).

Поглощение сетей

О том, что "Сафмар" ведет переговоры с "М.видео", СМИ стало известно в начале декабря, но акционеры тогда опровергли факт переговоров. В то же время "Сафмар" закрыла сделку по покупке сети электроники и товаров для дома "Эльдорадо" у чешских структур PPF Group N.V. и EMMA Capital. Основным бенефициаром сети, по словам представителя "Сафмара", стал Михаил Гуцериев. Эта сделка была одобрена ФАС и оценивалась аналитиками в 24-26 млрд рублей.
В 2015 году "Сафмар" после покупки МДМ Банка получила контроль над торговой сетью "Техносила", осенью ретейлер полностью перешел под контроль структур, близких к Шишханову и Гуцериевым. Между тем, источники ТАСС утверждали, что пока "Техносила" юридически не входит в финансовую группу. В свою очередь, в 2014 году "Техносила" поглотила старейшего петербургского ретейлера "Техношок". Позже "Техносила" объявила о покупке 100% акций крупнейшего онлайн-гипермаркета Урала — E96.ru.
По данным "Ведомостей" и РБК, "Сафмар" рассматривает возможность объединить "Эльдорадо" и "Техносилу", однако оба бренда могут остаться на рынке. Совокупная выручка двух ретейлеров по итогам 2015 года составила 136,5 млрд рублей. Возможное объединение сетей ставит их на второе место по выручке (доля 11,4%) после крупнейшего игрока на этом рынке — "М.видео", оборот которого за прошлый год составил 162,6 млрд рублей (или 16,1% рынка). Таким образом, после одобрения регулятора структуры Гуцериева получат контроль почти над 30% рынка бытовой техники.
Выручка сетей бытовой и компьютерной техники (без мобильных устройств)
Источник: "INFOLine-Аналитика"

Амбиции маркетплейсов

В сентябре "М.видео" объявила о планах в 2017 году запустить свой маркетплейс, его рабочее название — "М.Маркет". Предполагалось, что на этой площадке будут представлены помимо бытовой техники и электроники товары для дома и ремонта, детские, спортивные и автотовары.
На развитие торговой площадки компания собиралась направить до 25% капитальных затрат в течение первых 3 лет. В среднесрочной перспективе "М.видео" рассчитывала привлечь в рамках проекта более 5 тыс. партнеров и занять лидирующие позиции на российском рынке онлайн-торговли с долей не менее 15%.
Тогда же "Яндекс.Маркет" объявил о постепенном переходе на новую модель сотрудничества с партнерами, которая предполагает, что покупатель не переходит на сайт интернет-магазина, а осуществляет покупку прямо на площадке "Яндекса". Позже руководство поисковика приняло решение о выделении агрегатора "Яндекс.Маркет" в отдельную компанию. Перевод компании в новое юрлицо закончится в уже 2016 году.
Соответственно, на начало следующего года запланировано продвижение двух российских маркетплейсов, каждый из которых претендует на роль глобальной товарной площадки с перспективой работы на зарубежных рынках, то есть стремится стать русской Alibaba. Весной с такой формулировкой свое продвижение и развитие анонсировал "Юлмарт". Глава компании Дмитрий Костыгин обратился к президенту РФ с просьбой привлечь компанию "к деятельности создаваемого проектного офиса" и получил поддержку Владимира Путина. Однако развитию ретейлера помешал конфликт акционеров.

Точно не Alibaba

Теоретически "Сафмар" может создать на базе всех подконтрольных ему ретейлеров глобальную площадку, претендующую на роль той самой русской Alibaba или Amazon, отмечает президент сети "Техношок" Виктор Гордейчук. По его словам, для этого потребуется изменить формат работы, бросив все усилия на развитие "М.Маркета". Более предпочтительным для структур Гуцериева будет развитие ретейлеров на российском рынке.
"Если "Сафмар" выберет правильную политику продвижения, то абсолютно изменится расстановка сил на рынке. Они станут безусловными монополистами и потеснят "Юлмарт" и "Озон". Их преимущество — это развитие онлайн- и офлайн-каналов, и они будут наращивать мощности", — отмечает Гордейчук.
Проект "М.видео" по запуску маркетплейса находится на начальной стадии и может быть не поддержан новыми акционерами, полагает глава агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Глава АКИТ Алексей Федоров уверен, что маркетплейс станет отдельным проектом Александра Тынкована, который не будет интегрирован в структуры "Сафмара".
В Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) уверены, что создание русской Alibaba на базе российских ретейлеров в принципе невозможно и "Сафмар" не будет развиваться в этом направлении. "Alibaba не получится, просто не существует таких средств на продвижение подобного проекта, а планы на развитие маркетплейсов есть у многих, но это не меняет ситуацию. Компетенция офлайнера "М.видео" в своем сегменте великолепная, но амбиций на проект трансграничной торговли у компании нет", — считает глава НАДТ Александр Иванов.
Крупнейшие интернет-магазины РФ по итогам 2015 года
Источник: Data Insight и Ruward

Монополия без слияния

Аналитики и участники рынка отмечают, что структуры "Сафмара" номинально станут монополистами на рынке, но при этом не допустят слияния брендов, они сохранят позиции на рынке и будут конкурировать.
В агентстве "INFOLine-Аналитика" отмечают, что объединение сетей займет не менее года, причем интеграция функций будет поэтапной. Интеграция логистики, ценообразования, IT и инфраструктуры онлайн-магазинов устранит дублирующие функции в сочетании с консолидацией закупок, которая позволит существенно улучшить условия взаимодействия с поставщиками по закупочным ценам, отсрочке платежа и маркетинговой поддержке, позволит увеличить EBITDA на 2-3 процентных пункта, прогнозируют аналитики.
"Отказ от любого из брендов и объединение интернет-магазинов в течение 2017 года негативно повлияет на продажи и долю рынка, — уверен глава агентства Михаил Бурмистров. — При этом в среднесрочной перспективе было бы логично сформировать четкую линейку форматов и брендов в офлайн-бизнесе. Например, "М.видео" — гипермаркет (торговая площадь более 1,5 тыс. м2), "Эльдорадо" — супермаркет (торговая площадь от 1 тыс. м2), "Техносила" — малые форматы (торговая площадь от 500 м2). Также надо обеспечить специализацию интернет-магазинов, фокус на те или иные товарные группы".
В АКИТ предполагают, что в результате покупки "М.видео" сменится только владелец, но бренды будут сохранены. Объединение ретейлеров необходимо только для установки единой закупочной цены, что в итоге позволит снизить цены. Сами бренды, вероятно, будут работать в разных ценовых сегментах. "М.видео" займется премиальными продуктами, "Эльдорадо" будет работать в среднем ценовом сегменте, а "Техносила" — продвигать бюджетный сектор.
"Бренды будут конкурировать между собой под одним владельцем, им будет важно показать, что они разные. И в поисковых запросах будет важно не допустить слепливания брендов в один. Важно понимать, что 1+1+1=1, их слияние будет убыточным, объединение маркетинговых отделов приведет к банкротству. В частности, такая печальная история произошла с интернет-магазином E96.ru, который был выкуплен группой Гуцериевых", — уточняет Алексей Федоров.
Участники рынка пока не комментируют перспективы развития рынка после возможного слияния. В "Ситилинке" сказали, что руководству компании "нужно время, для того чтобы оценить ситуацию". "Большая новость для рынка, будем ожидать, как в связи с этим изменится рынок. Желаем успехов компании", — заявили в "Озоне". В "Юлмарте" считают, что интеграция активов такого масштаба всегда идет непросто, покупателям теперь год как минимум надо переваривать покупки.
"Если дойдет до консолидации трех ретейлеров, главный вопрос — кто будет управлять всем хозяйством, — говорит председатель совета директоров "Юлмарта" Дмитрий Костыгин. — По логике, должны взяться менеджеры "Техносилы", которые раньше влились в "Сафмар" и уже привыкли к владельцу. Но "Эльдорадо" и "М.видео" намного больше, форматы сильно разные. Не факт, что случится мощная синергия. Могу только пожелать удачи новому собственнику".