Российский рынок лизинга начал восстанавливаться за счет автотранспорта

Лизинг автотранспорта составляет 40% всех новых сделок в отрасли. Благодаря господдержке этот сегмент в 2016 году вырос на 21%. Однако у физических лиц этот продукт так и не стал пользоваться заметным спросом.

В этом году российский рынок лизинга начал постепенно восстанавливаться. По итогам 9 месяцев 2016 года объем нового бизнеса, то есть стоимость предметов лизинга, приобретенных для клиентов по новым сделкам, составил около 450 млрд рублей, увеличившись на 17% по сравнению с тем же периодом 2015 года, по данным "Эксперт РА". По СЗФО лизинговые компании также увеличили объем новых сделок — до 53,1 млрд рублей по сравнению с 50,4 млрд годом ранее (см. "Объем нового бизнеса..."). На рост рынка повлиял эффект низкой базы 2015 года, а также понижение процентных ставок — примерно на 2%. Почти половина новых сделок (40%) пришлась на легковые и грузовые автомобили, поданным исследования "Эксперт РА".
В компании "Европлан" объем нового бизнеса в автолизинге по итогам трех кварталов 2016 года составил более 24 млрд рублей, из которых 14 млрд пришлось на лизинг легковых автомобилей и 10,1 млрд рублей — грузовых.
В "ВЭБ–лизинге" сегмент автотранспорта в СЗФО показывает лучшие результаты, чем в целом по России. "В этом году структура рынка продолжает меняться в пользу коммерческих автомобилей, — отмечают в компании. — Лизинг становится в последнее время более популярным, чем кредиты на автотранспорт, в том числе за счет повышения требований банков к бизнесу при выдаче кредитов". По словам управляющего директора "Альфа–Лизинг" Ольги Еньковой, с 2014 года рынок лизинга сжался на 30%. "Но в этом году ситуация стала меняться в лучшую сторону, рынок и в Петербурге, и в СЗФО вырос на 11%, — говорит она. — Отраслевой фокус сместился в сторону оборонной промышленности, пищевого производства. Но классически высокая доля бизнеса осталась в транспорте". При этом объем сделок по автолизингу для физлиц сохранился на прежнем уровне. "Как был практически нулевым, так и остался", — отметили в "Балтонэксим Лизинг СЗ".
По словам директора Объединенной лизинговой ассоциации Татьяны Поздняковой, в СЗФО работает много федеральных игроков, которые активно увеличивали число розничных сделок. "Но для Москвы и Петербурга, в отличие от других регионов, характерна большая доля крупных корпоративных сделок по лизингу самолетов и ж.–д. вагонов. Поэтому если в целом по стране доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в объеме нового бизнеса составила около 60%, то в СЗФО — около 45–50%". В общем объеме нового бизнеса "Балтийского лизинга" за 9 месяцев 2016 года доля компаний МСБ превысила 90% и составила более 16,4 млрд рублей. "Рост спроса на лизинг у этих клиентов связан со снижением ЦБ РФ ключевой ставки и сдерживанием инфляции, что создает у предпринимателей ощущение стабильности и предсказуемости, — считают в компании. — Кроме того, работают программы господдержки отечественных производителей". "Сегмент МСБ быстро реагирует на внешние изменения: определенная стабилизация в экономике, а главное — большая потребность в новом транспорте и оборудовании привели к росту спроса на лизинг", — говорит директор департамента маркетинга и развития компании Carcade Юлия Тарасова. Если существующая инфраструктура поддержки будет улучшена, доля сделок в этом сегменте в течение нескольких лет может вырасти до 70–75%".

Вернулись в банки

После снижения ставок и постепенной стабилизации экономики лизингодатели стали больше брать банковские кредиты. "В итоге доля авансов и собственных средств в профинансированных средствах стала снижаться впервые с начала кризиса", — отмечает Татьяна Позднякова. Однако компании, не входящие в банковские группы, используют и другие источники. Так, "Балтийский лизинг" привлекает деньги, размещая облигационные займы. Но при этом в компании отмечают, что и кредиты стали доступнее. "Долгое время банки занимали выжидательную позицию и не спешили активно кредитовать лизинговых операторов даже с надежной кредитной историей и высокими рейтингами, — говорят в компании. — Но сейчас банки повернулись лицом к лизингодателям, предлагая ставки на уровне 2014 года".
Мы видим, что бизнес преодолел множество проблем, вызванных неопределенностью рынков и нестабильностью валютных курсов. Сегодня клиенты приходят к нам со своими инвестиционными планами, в которых уже отыгран весь этот негатив 2014–2015 годов. Они обоснованно заявляют о необходимости увеличения инвестиций, в том числе в высокотехнологичное импортное оборудование. В этом году кроме сделок в традиционных лизинговых отраслях мы работали с проектами в IT и фармацевтике.
Андрей Донченко
руководитель региональных филиалов "Райффайзен–Лизинг"