Как малому бизнесу заработать на спросе на склады

 

Конец года — время подводить итоги. За последние полгода в офисном и производственно–складском сегментах рынка бизнес–центров класса С наметился рост. Ставки аренды сохраняются на стабильном уровне, восстановился спрос. По нашим данным за ноябрь 2016 года, заполняемость производственно–складских площадей стремится к 100%, независимо от района.
Что это значит для средней и малой компании и как извлечь выгоду из ситуации на рынке? Как наблюдатель "сверху", могу сказать, что в канун зимних праздников поставщикам детских товаров стоит расширить ассортимент и подумать о дополнительных складских площадях. Небольшие кондитерские и хлебобулочные производства могут себе позволить переезд из окраинной промзоны в более дорогие помещения ближе к центру, не боясь вкладываться при этом в ремонт.
Авот мелким производствам, например спортивного инвентаря, придется непросто, несмотря на разгар сезона. Многие возвратятся в формат интернет–магазинов в соцсетях. Оптимизировать затраты на аренду в новом году придется и компаниям, занимающимся сервисом бытовой техники. При этом затраты на переезд себя не оправдают, реклама нового адреса обойдется дороже. Оптовые поставщики офисного и складского оборудования (шкафы, стеллажи, тележки, рохли и т. п.) должны сейчас чувствовать себя вполне комфортно, именно их можно будет увидеть среди арендаторов крупных складских площадей в ближайшем будущем.
У компаний, связанных со стройкой, ситуации могут быть полярными. С одной стороны, конкуренция велика, многие жалуются на снижение объемов. Но при этом оптовые поставщики керамической плитки, напольных покрытий, светильников и прочих товаров для ремонта нуждаются в дополнительных площадях, а значит, будут расширяться.
Пищевые производства уже заставляют собственников зданий задуматься об оборудовании помещений. Дела у них идут стабильно хорошо. В перспективе это крупные арендаторы производственно–складских помещений на длительный срок. При этом наступает пресыщение бизнес–центров кофе–точками. Предложение сильно превышает спрос, образуются очереди на замещение площадей по окончании договоров.
Спрос постоянно превышает предложение на аренду помещений под общепит (от 100 м2), таких помещений в офисно–складских комплексах почти нет. Новые ТРК и офисные центры класса А и В не оказали особого влияния на спрос в сегменте С в завершающемся году. По–прежнему наш арендатор — это представитель малого и среднего бизнеса, стремящийся оптимизировать расходы на аренду.
Автор - гендиректор сети бизнес–центров "Бастион"