Арт-критик Станислав Савицкий сходил в Михайловский замок на выставку скульптора, который сделал памятник императору, стилизованный под вятских игрушечных коников.
Площадь Восстания сегодня суетлива и неприглядна — привокзальный квартал. Сто лет назад здесь кипели страсти вокруг памятника Александру III Паоло Трубецкого, установленного в честь пуска Дальневосточной железной дороги. Грузный богатырь с тяжелым взглядом, пришпоривший неуклюжего коня, которого впору запрягать в ломовую телегу, не оставил равнодушным ни критиков, ни власть, ни публику. Трубецкого обвиняли в безвкусном примитивизме, на что он ехидно замечал, что стилизовал статую под вятских игрушечных коников. Семья Николая II с трудом приняла этот памятник только благодаря его полному портретному сходству с государем. Народ за словом в карман не лез: "Стоит комод, на комоде — бегемот, на бегемоте — обормот". Скандал закончился тем, что скульптор не приехал на открытие монумента, прошедшее, однако, благополучно в присутствии государя, столичной знати и толпы зевак. Большевики чуть было не переплавили памятник, но вовремя одумались. Он простоял во дворе Русского музея до 1996-го, пока им не заменили броневик Ильича, охранявший вход в Мраморный.
Без сомнения, это главное произведение Трубецкого. Впрочем, мирискусники больше ценили его импрессионистические портреты. Ему часто удавались трогательные бытовые зарисовки. "Извозчик" покорил публику и у нас, и за рубежом. Выросший в Италии и впервые побывавший в России уже в зрелом возрасте, художник тонко чувствовал колоритные особенности русской жизни. Соотечественники тем не менее часто видели в нем эксцентричного чужака, так и не открывшего ни одной книги Толстого даже во время работы над портретом писателя, докучавшего всем разговорами о вегетарианстве и поселившего в своей мастерской медведя, лису и волка, который якобы не ел мяса. Трубецкой был русским европейцем. Толстого он лепил по французскому заказу, блистал на международных выставках в Париже и Венеции, в 1914-м уехал в США, а позже жил между Парижем и своим имением на озере Маджоре. Большая часть его наследия хранится на его родине, в музее в Вербании.
В Михайловском замке, через 25 лет после его последней выставки в Третьяковке и полвека спустя после предыдущей в ГРМ, показан русский период его творчества.