Виталий Алексеев Все статьи автора
30 ноября 2016, 16:59 8105

Youtube попадет под запрет в России вопреки заявлениям регуляторов

Фото: Global Look Press

В России запретят Youtube, если будет принят законопроект о видеосервисах. Регуляторы уверяют, что прямо сейчас видеохостинг не попадает под удар, но Youtube уже в следующем году может стать онлайн-кинотеатром. Кроме того, уход с рынка Youtube поспособствует росту доходов автора законопроекта —- Медиакоммуникационного союза.

Законопроект об ограничении деятельности онлайн-кинотеатров все же коснется работы видеохостинга Youtube в России, вопреки заявлениям авторов и регуляторов. Еще в мае 2016-го стало известно, что этот популярный портал запустит платный сервис онлайн-ТВ — Unplugged — в 2017 году, и тогда видеохостинг попадет под законодательные ограничения.

Госдума ограничила работу онлайн-кинотеатров в России

Госдума ограничила работу онлайн-кинотеатров в России

199

Текущая версия законопроекта, как уверены аналитики, подготовлена в интересах представителей Медиакоммуникационного союза (МКС) и направлена на ограничение работы самого прибыльного в России видеосервиса — Youtube. Именно Youtube, а не американского Netflix, появление которого в России стало поводом для законодательной инициативы.

Паническое прочтение

Youtube может уйти из России, если будет принят законопроект МКС, поскольку видеохостинг размещает не только пользовательский, но и профессиональный контент, а «методики по отделению одного от другого нет», написал «Коммерсант» со ссылкой на правовой комитет МКС. По мнению источников газеты, чтобы выполнить требование закона, Youtube придется создавать дополнительную инфраструктуру в РФ или переходить на зарубежные площадки хранения  данных, что приведет к резкому росту валютных затрат всех российских операторов связи.

В ответ на публикацию авторы законопроекта, а также представители Роскомнадзора и Минкомсвязи заявили, что эта информация не соответствует действительности и работе Youtube в России ничего не угрожает.

В Роскомнадзоре пояснили, что несколько месяцев назад прямым исключением видеохостинги и соцсети были выведены из-под действия законопроекта. «Источником информации является отзыв одного из операторов связи на февральскую версию документа. Эта версия и нынешняя, по сути, два разных законопроекта», — подчеркнул пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский.

Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин уточнил, что вывод о возможном уходе Youtube из России сделан на основе заключения юристов МТС от февраля 2016 года на старую версию законопроекта. Волин также добавил: «То, что мы увидели, — это паническое прочтение юристами, которые живут по принципу, что ничего нельзя, и поэтому пугают и себя, и других».

В МКС тоже официально опровергли выводы статьи, подчеркнув, что никакого заключения правового комитета МКС с замечаниями по законопроекту не существует. «Сервисы, представляющие пользовательский контент, к которым относится и Youtube, социальные сети, поисковики, под действие регулирования не попадают», — заявили в МКС.

"ДП" разобрался, в чем суть проекта "Ростелекома" по запуску мобильной связи

"ДП" разобрался, в чем суть проекта "Ростелекома" по запуску мобильной связи

1 2677
Жанна Журавлёва

Преимущественно для Youtube

В Минкомсвязи пояснили, что Youtube в России ничего не угрожает по двум причинам. Во-первых, в законопроекте МКС прямо прописано, что норма не распространяется «отдельно — это выделено — на Youtube», подчеркнул Волин. Во-вторых, и это самое существенное, на Youtube выложен преимущественно пользовательский контент, а законопроект разработан под ограничение видеосервисов с профессиональным содержимым.

«Если мы говорим о Youtube, то это площадка, где преимущественно распространяется не профессиональный, а пользовательский контент. В этой связи Министерство связи и массовых коммуникаций подтверждает: «Никаких угроз и опасностей для существования компании Youtube на территории Российской Федерации из указанного законопроекта не проистекает. Можно выдохнуть и спать спокойно», — заявил Волин.

Таким образом, в данный момент видеохостинг не попадает под действие закона, однако последние 5 лет Google разрабатывает платный видеосервис Unplugged, в мае этого года Bloomberg рассказал о планах корпорации запустить его в 2017 году. Youtube спешит наверстать упущенное и догнать бурно развивающийся рынок подписных видеосервисов во главе с Netflix. В частности, Youtube рассчитывает привлечь аудиторию тематическими пакетами каналов, например Comedy Central, и низкой ценой подписки, которая, как ожидается, не превысит $35 в месяц.

Запуск видеосервиса YouTube поставит под вопрос его работу в России в соответствии с законопроектом МКС, поскольку в настоящей версии документа говорится, что исключение составляют «аудиовизуальные сервисы, предоставляющие доступ исключительно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями». Ранее в документе была использована формулировка «преимущественно», которую озвучил Волин.

В Минкомсвязи заявили, что не могут комментировать слухи о планах Youtube и законопроект составляется для регулирования работы видеосервисов в России, а не для работы Youtube. «Решения по онлайн-кинотеатрам, которые будут нарушать установленные нормы, будут приниматься в соответствии с законодательством РФ», — прокомментировал запуск сервиса Unplugged замглавы департамента коммуникаций Минкомсвязи Дмитрий Захаров.

Внесенный в Госдуму законопроект предусматривает ограничение доли иностранного участия в компаниях, оказывающих подобные услуги, до 20%. В случае принятия закон вступает в силу 1 марта 2017 года. Привести структуру собственности в соответствие с требованиями документа компаниям будет необходимо до 1 июля 2017 года.

Законопроект для 12%

Запуск платного сервиса от YouTube может повлиять на работу в России, но гораздо важнее то, что доля профессионального контента на видеохостинге очень велика, отмечает глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин (представляет интересы крупнейших онлайн-кинотеатров в России). Производители контента — крупнейшие студии, тот же мультфильм «Маша и Медведь» продвигается именно на Youtube. С точки зрения рекламных доходов Youtube — это прямой конкурент МКС, несравнимый с тем же Netflix, уверен аналитик.

По мнению Бырдина, самый дорогой в России для пользователей американский сервис Netflix, который не завоевал российскую аудиторию, не играет роли. Главным видеохостингом в России по популярности и размеру доходов от рекламы остается Youtube. В 2015 году, по данным J`son & Partners Consulting, Youtube заработал в России около 1,4 млрд рублей, став первым по выручке среди видеосервисов.

Кроме того, напоминает аналитик со ссылкой на данные J`son, на рынке легальных видеосервисов онлайн-кинотеатры занимают долю почти 70%, в то время как представители МКС («Газпром-Медиа», «Национальная Медиа Группа», CTC Media, операторы «большой тройки») — только 12%. «Получается, что игроки рынка с долей 12%, не советуясь ни с кем, подготовили законопроект, который ограничивает возможности абсолютного большинства игроков», — подчеркивает Бырдин.

Глава ассоциации уверен, что законопроект разрабатывался с учетом рекламных доходов Youtube и направлен в первую очередь на ограничение работы этого видеохостинга. В пользу этой точки зрения говорит также положение законопроекта о «праве на забвение» для пользователей видеосервисов. «Зачем прописывать в законе о легальных видеосервисах это правило? Как персонажи «Властелина колец» или «Игры престолов» могут затронуть интересы российских зрителей? А вот для Youtube это понятная поправка — многие пользователи хотели бы отказаться от роли «Любы, звезды «Ютуба», — отмечает Бырдин.

По мнению аналитика, законопроект МКС в текущем виде не содержит понятной идеи и не способствует достижению декларируемых целей, скорее, он призван узаконить скрытые интересы определенной группы лиц, уверен Бырдин. Его точку зрения подтверждают в Ivi, отмечая, что представители МКС, создавая законопроект, стремятся поделить рынок платного видео, поскольку на нем лидируют компании, не имеющие отношения к этим холдингам.

«Если сейчас рынок развивается в условиях свободной конкуренции, то наши коллеги из МКС считают необходимым ограничить возможность компаний привлекать инвестиции, то есть решать, откуда им брать деньги на развитие — в первую очередь деньги на лицензирование контента. Иностранные инвесторы в российских онлайн-кинотеатрах — это западные фонды и частные инвесторы. Они вложили средства, когда рынка вообще не было, и принесли на него также необходимую экспертизу. Сейчас ценность их инвестиций перечеркивается легкой рукой авторов законопроекта, нарушая все посылы президента РФ и правительства о защите инвестиций в российский сегмент высоких технологий», — подчеркивает замглавы Ivi Михаил Платов.

Представители отрасли отказались комментировать исключительную роль Youtube в законопроекте МКС, единодушно подчеркнув, что будут соответствовать нормам российского законодательства. В Megogo отметили, что нет смысла обходить новый закон, увеличив долю пользовательского контента, поскольку «существуют видеохостинги, кто на этом направлении специализируется, к нам идут за кино».

«Сокращение инвестиций в сфере онлайн-кинотеатров приведет к снижению доходов всей отечественной киноиндустрии; государство будет вынуждено эти средства выделять из бюджета, либо серьезно пострадает российский кинематограф. Как в этой части, так и в ряде других законопроект несет существенную угрозу экономике страны и одной из немногих растущих отраслей», — уверен глава Megogo Виктор Чеканов.

Де-факто же все без исключения сервисы окажутся в новой реальности, когда снизится инвестиционная привлекательность всей отрасли, констатируют в Okko. Гендиректор Tvzavr Марина Сурыгина добавляет, что после принятия закона глобальные игроки переведут свои серверы за рубеж, стоимость трафика для телекоммуникационных компаний вырастет, они поднимут цены на услуги, соответственно, вырастут цены у интернет-компаний, в том числе у интернет-кинотеатров.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама