Что делать с гетто на севере Петербурга

 

Прилегающие к городу территории новостроек сегодня называют гетто. Это, как правило, многоэтажные плотно заселенные кварталы, где 80% квартир — студии и однушки. Очевидно, при высотности от 20 этажей и плотности застройки 15 тыс. м2 на 1 га не может быть создана комфортная среда для проживания. А в перспективе это даст еще и сложную демографию. Эти проблемы должны решить Региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП), которые приняты 4,5 года назад. Но только сейчас застройщики стали соблюдать их в новых проектах комплексного освоения территорий (КОТ). Северные окраины Петербурга — Мурино и Бугры застроены многоэтажками, которые отражают ошибки, свойственные "первой волне КОТ", когда всем казалось, что рынок сам себя отрегулирует. Дома там забиты крохотными студиями, к тому же сложилась тяжелая транспортная ситуация, на улучшение которой требуется несколько лет и десятки миллиардов рублей. Но, как говорится, что построено — то построено. Вывод печален: северные территории потеряны для комфортного строительства и для комфортной жизни.
Правда, есть надежда, что южные окраины Петербурга будут иметь другой облик. Там застройка пойдет уже по нормам РНГП, где плотность не более 9 тыс. м2 на 1 га и высота не больше 12 этажей. Ограничения по РНГП почти вдвое сокращают количество жителей в кварталах, а значит, облегчают демографическую ситуацию.
Конечно, застройщик покупает 200 га земли и хочет заработать на каждом метре, а ему говорят о создании комфортного пространства для людей. Но не все измеряется деньгами. С новыми РНГП территории получили пространство для благоустройства, озеленения, спорта, публичных зон. В перспективе от этого выиграет и бизнес: комфортный проект будет пользоваться значительно большим спросом у покупателей. Уже сейчас начинается активное освоение территорий, прилегающих к Пушкину и Красному Селу, где земля дешевле, чем на севере, и ее значительно больше.
В новых КОТ на юге есть шанс создать максимально идентифицированную систему публичных пространств. Эти новые мини-города должны принципиально отличаться от Мурино и Бугров, где диспропорция в строительстве жилья и инфраструктуры уже достигла критической точки.
Время "побольше понастроить и поскорее продать" позади. За этим теперь пристально следят и власти региона, обсуждая каждый проект на градостроительном совете.
Но что же делать с уже сложившимися кварталами высоток? Здесь может пригодиться европейский опыт. В Голландии, например, градостроители стараются потребителей социального жилья включить в буржуазное окружение, создав тем самым социальный "микс", а не отдельные резервации для бедных и богатых. Типология, квартирография, инфраструктура новых кварталов направлены именно на это. Именно эту задачу решают архитектор, застройщик и чиновники, приступая к реализации проекта. Но у нас такие задачи только-только начинают формулировать
Автор — генеральный директор архитектурного бюро "Матвеев и К"