Что подсказывают зрителю современные российские сериалы

Автор фото: kinopoisk.ru

Мода на исторические сериалы помогает преподать историю так, как считает нужным новый министр образования — с учетом определенных мировоззренческих позиций. Кинематограф постепенно осваивается в старой-новой роли коллективного пропагандиста.

За последние несколько лет российские исторические сериалы из способа развлечения зрителя превратились в инструмент формирования общественного мнения.
На днях "Россия 1" представила зрителям исторический сериал "София", рассказывающий историю византийской принцессы Зои Палеолог, которая стала женой русского князя Иоанна Третьего и, что особенно важно, вместо того чтобы прививать на Руси католическую веру, сама приняла православие. Сериал появился на экранах спустя пару недель после того, как на Боровицкой площади в Москве появился памятник крестителю Руси князю Владимиру, а еще — после того как на должности министра образования и уполномоченного по правам ребенка были назначены дамы, активно заявляющие о своей принадлежности к православной вере.
Сериал, конечно, снимается не месяц — но и планы насчет памятника были озвучены давно.

Герои не нашего времени

Тема православия для сериалов, транслирующихся на центральных каналах, — достаточно новая. В последнее время куда более популярной была героизация персонажей войны. В преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне такие картины в эфире выглядели вполне закономерно. Правда, с этим даже немного переборщили, судя по настроениям в духе "можем повторить", с которыми многие подошли к моменту празднования памятной даты. Но пара лет, предшествовавшие годовщине Победы, ознаменовались еще и напряженными отношениями с Западом, поэтому тема патриотизма и героизма активно муссировались и в сериалах о других эпохах.
В 2015 году, например, "Россия 2" выпустила мини-сериал "Дружина", рассказывающий о новгородских воинах, спасающих мальчика, которого впоследствии все узнают под именем Александра Невского. А годом ранее на экраны вышел переделанный под тот же формат фильм "Василиса". Картина готовилась к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, но процесс затянулся, и фильм увидел свет на 2 года позже. В фильме достаточно вольно пересказывается история крестьянки Василисы Кожиной, участницы партизанского движения. Вольность пересказа режиссер объяснил тем, что на самом деле он снимал фильм о любви.
Но вот что интересно — несмотря на то что уже несколько лет российское телевидение исправно доказывает, что нам есть кем гордиться, отечественных героев нет-нет да и сравнят с западными. Василису называли "российской Жанной Д'Арк", и даже советскому фальшивомонетчику, чья история показана в сериале "Деньги", нашли двойника за пределами России. Им совсем уж неожиданно оказался варивший наркотические отвары герой сериала "Во все тяжкие" — тот, мол, тоже пошел на преступление ради семьи. Сериал с гордым названием "Родина" и вовсе буквально под копирку перерисовали с его американского брата-близнеца, вышедшего еще в 2011 году. Да и сам формат сериала — далеко не российская выдумка. Впрочем, даже если с него переключиться на традиционные кинокартины, то и тут вырисовывается та же картина: ярый защитник недавно экранизированной легенды о 28 панфиловцах Владимир Мединский невзначай сравнил их с 300 спартанцами. Глава Минкульта заметил, что "их подвиг символичен и находится в той же череде подвигов".
А министр образования Ольга Васильева и вовсе, рассуждая о тех же панфиловцах, отметила необходимость мифов. И заговорила о субъективности истории, приблизительно давая понять суть современного российского кинематографа: "Я глубоко убеждена, что преподавание истории — это вещь во многом субъективная, она во многом зависит от того, на каких мировоззренческих позициях стоит человек, который преподает историю", — отметила министр.

Не так уж и плохо

На "период тучных лет", когда эксперты сравнивали Путина с Брежневым и предрекали наступление новой эпохи застоя (и даже Дмитрий Песков аккуратно признавался, что ничего плохого в ней не видит), телевидение реагировало картинами о брежневских временах, от собственно "Брежнева", которого повторяли трижды, до "Фурцевой". Более ранние эпохи не обходились совсем без внимания (были "Тяжелый песок", "Дети Арбата", "Жизнь и судьба"), но именно брежневская эпоха интересует продюсеров в первую очередь. Среди последних сериалов о тех временах — "Таинственная страсть" о жизни советской богемы. Тот же период показали и в сериале о советской дрессировщице Маргарите Назаровой.
Но когда еще, как не сейчас, показывать сериалы о временах стагнациии  в экономике. А если усилить ощущение от эпохи застоя, то нынешний кризис предстанет в куда более выгодном свете. Та же история и с цензурой. Появление иностранных агентов, сжигание тиражей СМИ — это все, конечно, выглядит не очень. Но смотря с чем сравнивать, вот если с брежневскими временами, то вроде и нет никакой цензуры. Ну а если и появится, то зритель уже, в общем-то, все это видел, сильно удивляться не будет.
Конец хрущевской оттепели и расцвет брежневской эпохи засветились и в сериале "Фарца", показанный на "Первом канале". "Речь пойдет о друзьях, которые вступились за одного из них, пожертвовали своими мечтами и стали фарцовщиками. Чем лучше у них это получается, тем дальше от них их мечты и надежды", — так сюжет сериала описывал его продюсер Александр Цекало.
Мечты и надежды у них, конечно, рушатся от желания выделиться среди живущих по одному сценарию соотечественников и от чрезмерной тяги к материальным ценностям. Вот вроде почти ничего общего с временем, когда ФТС предлагает сажать на срок до 12 лет за ввоз в Россию санкционных продуктов, но последнее потихоньку начинает казаться не таким уж пугающим предложением. В конце концов, в 1961-м фарцовщика Яна Рокотова за подобное вообще расстреляли.
В этом году история фарцовщиков повторили в сериале со схожим названием, но только на манер 1990-х. Сюжет "Челночниц" от "Фарцы" тоже отличается не сильно, только время другое, но и в нем тоже как-то не очень. Цены растут, зарплаты задерживают, сотрудников повально сокращают, а героиням от безысходности приходится возить вещи из Польши и Турции и спасаться от бандитов. Все это, в общем, опять же должно стать аргументом в пользу нынешней новой "экономической нормальности". В финале все, погнавшиеся за материальным, остаются в числе проигравших. Потому что гнаться надо не за ним, а за духовностью.