Черная пятница: скандалы как двигатель продаж

 

Адаптация западной BlackFriday (пятницы распродаж) к российским реалиям на протяжении нескольких лет подвергается критике. И стоит признать, критике обоснованной. Интернет-магазины каждый год уличают в нечестных скидках, невыполнении обещанных условий, скудном ассортименте акционного товара и попытках под видом распродаж избавиться от неходового товара, который дешевле подарить, чем хранить. Самой популярной схемой в "черную пятницу" стало беспрецедентное завышение цен накануне акции, которое позволяет нарисовать выгоду для покупателя в 90%, тогда как на деле она не превышает и 15%. Как утверждают участники рынка онлайн-торговли, без ущерба для себя продавец может дать скидку на большинство товаров не более 30%, для более глубокого снижения цен без убытка для себя ретейлер должен провести непростые переговоры с поставщиком.
Но обмануть покупателя становится все сложнее, наиболее принципиальные уже оценили пользу онлайн-сервисов, позволяющих отследить изменение цен на технику и электронику в крупнейших интернет-магазинах. Итогом обманных маневров становится потеря доверия покупателей к "черной пятнице". Организаторы распродаж почувствовали это и забили тревогу. Организаторы интернет-площадки RealBlackFriday пообещали накануне "черной пятницы", что участников проверят, не завышали ли они цены перед тем, как сделать огромные скидки, а в случае несоблюдения условий не допустят их к торгам. Сами магазины тоже активно анонсировали эксклюзивные акции, придуманные специально на период всеобщих распродаж.
Возможно, именно эти меры принесли свои плоды — популярность "черной пятницы" все-таки растет. Как показали итоги российской BlackFriday-2016, объем продаж большинства компаний вырос во время акции в несколько раз. Причин несколько. Во-первых, увеличилось количество площадок. Незадолго до проведения дня распродаж разгорелся спор между blackfridaysale.ru (300 участников) и realblackfriday.ru (200 участников) за право называться организатором настоящей "черной пятницы". Многие торговые компании, испугавшись разборок между сервисами или же не желая попасть в братскую могилу общей онлайн-витрины, решили своими силами привлекать покупателей. В итоге охват покупателей стал шире.
Вторая причина роста популярности сервиса заключается в увеличении числа осведомленных о нем людей. Торговые компании активно рекламировали BlackFriday, что и понятно: больше участников — больше шансов попасть в свою аудиторию, а значит, увеличить число покупателей. Привлеченные шумихой потребители пытаются на личном опыте выяснить, стоит ли ежегодная акция их внимания. Таким образом, лишний раз нашла подтверждение мысль о том, что плохая реклама — тоже двигатель торговли. Очевидно, для торговой компании лучше, чтобы покупатели лишний раз назвали ее имя, пусть и в контексте обсуждения фальшивых скидок "черной пятницы", чем вовсе забыли.