Сохранить лидерство

 

Положение лидеров пищевой промышленности региона, а это пивные заводы двух конкурирующих компаний — Carlsberg и Heineken, с каждым годом становится все более сложным. Как любят напоминать пивовары, за последние 9 лет производство пивоваренной продукции сократилось в России на 40%. И дело не только в обедневших покупателях, но и в непредсказуемом, как считают они, регулировании отрасли.
Не успели отгреметь жалобы на то, что пиво приравняли к крепкому алкоголю, как государство внезапно принимает решение запретить ПЭТ–упаковку. С 1 января 2017 года вступит в силу законопроект Госдумы о запрете на производство и оптовую продажу пива крепче 6% в пластиковых бутылках объемом свыше 1,5 л. Спустя полгода запрет начнет действовать и на розничную продажу напитка. И это несмотря на многочисленные попытки пивоваров найти компромисс со сторонниками инициативы.
Не дожидаясь, когда положение станет катастрофическим, Heineken объявляет о решении закрыть свой завод в Калининграде. Производство «Компании ПИТ» остановится с 1 января 2017 года.
Кстати, это будет уже 13–й завод, закрытый с 2009 года. Как подчеркивают в компании, петербургскому заводу пока ничего не грозит — именно на него будут переведены производственные мощности из Калининграда.
Между тем ООО «Пивоваренная компания «Балтика», неизменный лидер пищевой отрасли региона, в 2015 году даже нарастило оборот на 4%, до 86,6 млрд рублей, правда, чистая прибыль сократилась с 16,8 млрд рублей до 12 млрд. ООО «ОПХ» («Объединенные пивоварни Хайнекен») за тот же период нарастило оборот на 14,6%, до 37 млрд рублей, но предприятие несет убытки — 1,2 млрд рублей в 2015 году (против 5,1 млрд годом ранее).
Как отмечают в «Балтике», сохранять лидерство удается за счет того, что у компании крупнейший портфель брендов среди пивоваренных компаний России — более 40 брендов, а также «Балтика» — крупнейший экспортер российского пива.
Кроме того, компания на 100% обеспечена сырьем (ячмень) отечественного производства.

Невезучие соседи

Пивоваренные холдинги — не единственные иностранные компании, которые столкнулись с проблемами на российском рынке. По разным причинам падение оборота в 2015 году ощутили пищевые производители из соседней Финляндии.
Судя по данным СПАРК, в 2015 году сократился оборот у лидера хлебопекарного производства в Петербурге, компании «Фацер», — с 15,6 млрд до 10 млрд рублей. Обидно, потому что до этого компания уверенно росла в России. В самом «Фацере» говорят, что в базу данных закралась ошибка, и оборот компании в 2015 году все-таки вырос до 17,2 млрд рублей.
Не дает поводов для зависти и другой финский производитель — мясоперерабатывающее производство ООО «Пит–Продукт», чей оборот в 2015 году сократился на 5%, до 5,7 млрд рублей. При этом меры компании по повышению эффективности все–таки приносят свои плоды — ей удалось сократить чистый убыток в 2 раза. Но самые печальные результаты у финского производителя молочной продукции — ООО «Валио», которое попало под санкции, в результате чего его оборот сократился в 3 раза, с 13,2 млрд рублей в 2014 году до 4,4 млрд рублей в 2015 году. Надо отдать должное — компании при этом удается оставаться прибыльной, и она явно не планирует уходить из России. Компания возобновила продажи сыра Oltermanni и сливок для взбивания благодаря переносу их производства в Россию. Производители сыра сейчас оживились: по данным Росстата, производство сыра и сырных продуктов за пару лет к 2015 году выросло на 33,5%, до 581 тыс. т.

Пришли на замену

В целом, по данным «Петростата», пищевая промышленность в этом году показывает самые высокие темпы роста среди обрабатывающих производств — около 25% за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года — именно за счет продуктов, которые пришли на замену импорту: молочных, зерновых, хлебобулочных и кондитерских изделий. С учетом того, что на пищевое производство приходится пятая часть от общего объема промышленности, пищевку можно смело назвать локомотивом роста петербургской промышленности, которая за 9 месяцев 2016 года выросла на 3,4%.
Среди крупнейших производителей региона очень неплохой рост показали импортер и производитель чая и кофе ООО «Орими тТрэйд» — с 28,8 млрд в 2014 году до 37,7 млрд рублей в 2015 году, производитель соков АО «Мултон» — с 26,3 млрд в 2014 году до 34,4 млрд рублей в 2015–м, а также Великолукский мясокомбинат — вырос на 28%, до 15,7 млрд рублей.
Кстати, ГК «Орими Трэйд» начинает реализацию масштабного проекта по локализации, который эксперты оценивают в 5-7 млрд рублей. Это строительство завода по производству растворимого кофе в индустриальном парке «Уткина Заводь». Начало строительства завода мощностью около 4 тыс. т в год запланировано на следующий год. Окончание — в 2019 году. Пока же компания фасует растворимый кофе, который закупает за рубежом.
На рост потребления сыра рассчитывает ГК «Нева милк», которая инвестирует более 700 млн рублей в производство сыров в Вологодской области мощностью около 14,6 тыс. т в год. Ожидается, что завод будет построен в 2018 году.

Посмотрели за рубеж

Ослабление национальной валюты, которое подкосило одних производителей, стало благословением для других. В короткое время продукция российских заводов приобрела ощутимое конкурентное преимущество — цену, что заставило некоторых игроков внимательнее приглядеться к зарубежным рынкам. О планах по развитию экспорта заговорил целый ряд локальных игроков. Так, Великолукский мясокомбинат на осень запланировал старт поставок готовой мясной продукции в Сенегал. Кондитерское объединение «Любимый край» уже работает с Китаем, Израилем и США, куда поставляет овсяное печенье, мука производства «Мельницы Кирова» продается в Таиланде, Израиле и Сирии, а мороженое с завода «Петрохолода» пользуется популярностью в Китае. Если местным игрокам удастся развить экспортное направление, это ощутимо подстегнет рост промышленности региона. Сейчас же оборот петербургских производителей пищевых продуктов, а также табака, по оценкам специалистов «Петростата», составляет 277,8 млрд рублей (за 9 месяцев 2016 года).