Под знаком ухода

 

Розничная торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса в Петербурге последние 2 года переживает серьезные изменения. Во–первых, начался очередной цикл чистки города от павильон ов и ларьков, а во–вторых, финские компании «Стокманн» и «К–руока» (концерн Kesko) ушли с российского рынка. И несмотря на то, что обе компании занимали незначительные доли рынка, например «К–руока» имела менее 1% на розничном рынке Петербурга, все же их уход — знаковое событие.
Финны не верят в экономический рост в стране в среднесрочной перспективе, сыграла свою роль и геополитическая обстановка — «из–за продолжающегося кризиса на Украине страновые риски в России выше, чем прежде», сообщалось в одном из отчетов Kesko.

Исход финнов

Финская Kesko, рвавшаяся на продуктовый розничный рынок России более 5 лет, в 2012 году начала развивать в Петербурге сеть «К–руока», инвестировав в нее около 500 млн евро. Финны подходили к стройке основательно, планируя выйти всерьез и надолго: стоимость строительства одного гипермаркета составляла примерно 50 млн евро, что на порядок больше трат российских сетей в открытие торгового объекта аналогичного по площади. Высокая себестоимость стройки связана с тем, что Kesko завозила из Финляндии сертифицированные стройматериалы и качественное оборудование. Компания планировала ежегодно вкладывать в российскую экономику по 100–150 млн евро, причем фокус инвестиций и перспективы были связаны именно с продуктовым направлением, при этом у концерна в России работает и DIY–сеть «К–раута». В 2015 году «К–руока» планировала выйти в Московский регион, однако так этого и не сделала. Компания не смогла наладить эффективную работу сети — из 11 магазинов только два показывали рост сопоставимой выручки. В апреле–мае на рынке стали говорить о том, что «К–руока» выставлена на продажу, хотя сама компания это вначале отрицала. Но уже в октябре Kesko сообщила, что подписала соглашение о продаже «К–руока» сети «Лента» за 11 млрд рублей. Сделку планируют закрыть до 30 ноября. Президент и гендиректор Kesko Микко Хеландер объяснил продажу неготовностью к дальнейшим инвестициям в продуктовый бизнес в России. «Мы сосредоточимся на развитии торговли продуктами в Финляндии и отказываемся от торговли в России, так как этот бизнес потребовал бы значительных капиталовложений», — сказал он.
Другая финская сеть Prisma (входит в корпорацию SOK), работающая на петербургском рынке с 2008 года, тоже пострадала от продовольственного эмбарго и падения курса рубля, но заняла выжидательную позицию, заморозив планы по развитию. Но, несмотря на многочисленные разговоры на рынке на тему ее скорого ухода из России, компания официально заявила, что российский рынок пока покидать не собирается. «Уже виден поворот к лучшему, покупательная способность потребителей стала постепенно улучшаться», — считают в корпорации SOK. И все же, судя по высказыванию финского топ–менеджера, компания не исключает вариант ухода с рынка. «Когда экономический кризис в 2014 году обрушился на Россию, мы решили отказаться от планов открывать новые точки. Посмотрим, в каком направлении будет развиваться ситуация в стране, а потом решим, стоит ли продолжить работу», — цитировали в октябре финские СМИ директора по продажам S–ryhm (входит в корпорацию SOK) Йорму Вехвиляйнена.
Под занавес 2015 года финский ретейлер Stockmann заявил о продаже своих российских универмагов компании Reviva Holdings Ltd., владеющей в России франшизой сети Debenhams. В 2017 году магазины финской сети заменят универмаги британской. В настоящее время под вывеской Stockmann работает петербургская сеть супермаркетов «Лэнд», которая взяла в аренду на 10 лет площади бывшего финского универсама.
Х5 идет на обгон
В то же время лидеры продуктовой розницы в России чувствуют себя неплохо и активно развиваются, по–прежнему инвестируя миллиарды в новые открытия. Так, например, капитальные затраты «Магнита» и Х5 Retail Group на этот год запланированы на уровне 65–71 млрд руб­лей, «Ленты» — 45–50 млрд рублей. При этом Х5 Retail Group не теряет надежды обогнать «Магнит» по выручке, вернув себе лидерство, потерянное в 2013 году. И похоже, в IV квартале это может произойти — с 2016 года разрыв стал сокращаться.
«Темпы роста продаж X5 ускоряются, причем доходы растут не только за счет открытия новых магазинов, но и благодаря динамике продаж в уже функционирующих торговых точках, опережающей конкурентов. Сохранение нынешней тенденции приближает момент, когда X5 вернет себе потерянный в 2013 году статус крупнейшего российского розничного ретейлера», — считает начальник отдела анализа финансовых рынков «КИТ Финанс Брокер» Василий Копосов. Драйвером роста выручки у Х5 по–прежнему остается «Пятерочка». В этом году на Северо–Западе будет открыто 160–165 магазинов сети при плане 133 объекта.
Более скромные темпы развития показывает «О’Кей»: за 9 месяцев 2016 года сеть открыла три гипермаркета, один супермаркет, 16 магазинов–дискаунтеров, закрыв один гипермаркет и четыре супермаркета.
Лидеры рынка демонстрируют двузначные темпы роста выручки, но в целом оборот розничной торговли второй год подряд демонстрирует падение. В 2015 году в Петербурге он сократился на 12%, а за 9 месяцев 2016 года — 1,7%, подсчитал «Петростат». Кстати, в первом полугодии 2015 года оборот розничной торговли в России показал самое сильное падение с 1991 года — минус 8,1%.
При этом в Петербурге в I квартале 2016 года резко снизился индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле и достиг минимума за весь период наблюдений. Отрицательная динамика наблюдалась и в Москве, и в РФ в целом, но в Петербурге снижение наиболее значительное. Если в 2014 году в России этот показатель был 6,3%, то уже в I квартале этого года он упал до –1,53%, при этом в Петербурге он упал с 8,6?% до –4,89%.
Когда начнется экономический рост, неизвестно: ни власти, ни экспертное сообщество предугадывать перспективы выхода из кризиса не берутся. Да и прогноз «поэтапного вероятного состояния социально–экономического потенциала РФ» на 2016–2035 годы от МЭР не добавил оптимизма: стагнация в России продлится в ближайшие 20 лет, расти экономика будет в среднем на 2% в год вплоть до 2035 года.
В Петербурге по итогам 2015 года на долю топ–5 ретейлеров приходилось 68,6% рынка розничной торговли продовольственными товарами. Если в 2014 году в тройку крупнейших входили X5 Retail Grop, «О’Кей» и «ТД «Интерторг» с долей 49,9%, то в 2015 году «Лента» вытеснила ТД «Интерторг», хотя совокупная доля осталась неизменной.
Примечательно, что на долю 17 сетей в Петербурге приходится 90,8% рынка розничной торговли продовольственными товарами.