Блоги "ДП". Как покорить мир: пять советов для экспортера

 

В последнее время много говорится о необходимости наращивания несырьевого экспорта. Нынешняя экономическая ситуация предоставляет российским экспортерам значительные возможности. Девальвация рубля помогает выигрывать у конкурентов на международных рынках по цене. Наличие вполне современных и высокоавтоматизированных мощностей у многих производителей позволяет выпускать качественную продукцию, не уступающую ведущим западным аналогам. Интерес к бережливому производству ведет к постепенному повышению эффективности российского бизнеса. Но не стоит ждать, что путь российской продукции на экспорт будет быстрым и безоблачным. Что нужно принимать во внимание отечественным бизнесменам, планирующим выходить на иностранные рынки?
Во-первых, нужно правильно выбрать момент для зарубежной экспансии. Экспорт должен быть логичным этапом развития компании. Этот этап обычно наступает тогда, когда внутри страны позиции компании сильны. Невозможно добиться успеха за рубежом, если в России бизнес ведется неэффективно, конкурентная борьба проигрывается, а о лояльности клиентов приходится только мечтать. Нужно сначала добиться успеха на отечественном рынке, и только потом приступать к покорению новых высот.
Для оценки своей конкурентоспособности за рубежом также предлагаю перед выходом на экспорт сравнить свою производительность труда с производительностью труда своих конкурентов на экспортных рынках. Если вы не опережаете, а проигрываете по этому показателю своим конкурентам, то это тревожный сигнал о том, что вы не готовы к поединку на ринге. Лучше потратить усилия на рост производительности труда перед принятием решения о серьезном движении бизнеса за пределы РФ.
Во-вторых, важно тщательно изучить особенности законодательства, принципы ведения дел и бизнес-культуры страны, куда планируется поставлять продукцию. Например, в Японии не принято с ходу отказывать возможным партнерам, но при этом вопросы решаются крайне медленно. От встречи с представителем компании до переговоров с лицом, реально принимающим решения, может пройти лет десять.
Недавно наша компания осуществила первую поставку продукции в Иран. Особенности международного законодательства в отношении этого государства настолько строги, что потенциальный экспортер сталкивается со множеством трудностей — требуется собрать и предоставить огромное количество запрашиваемых документов.
В Скандинавских странах действует достаточно строгое внутреннее законодательство, регулирующее различные аспекты жизни. Для поставки, например, строительных материалов требуется, чтобы они соответствовали жестким требованиям по качеству.
В-третьих, нужно реально оценить перспективы востребованности продукции на рынке. И делать это не только на данный момент, но и прогнозировать развитие ситуации на 10 лет вперед. От момента планирования экспорта до первых поставок проходит в среднем 3-5 лет, а это только начало пути. В случае успеха до закрепления на рынке пройдет еще столько же времени, и лучше попытаться заранее просчитать, как будет выглядеть рынок на перспективу.
В-четвертых, необходимы значительные финансовые затраты. Это касается участия в выставках, оплаты услуг торговых партнеров, переводчиков и прочего, но что особенно важно — сертификации продукции. Например, в Европе стоимость одного сертификата на один вид продукции составляет несколько тысяч евро. При этом его действие будет, скорее всего, распространяться только на одну страну. Соответственно, если компания планирует поставлять 100 видов продукции, то затраты только по одному государству будут уже весьма существенными.
В-пятых, нужно грамотно оценить логистику доставки продукции. Если на территории европейской части России существует вполне приличная дорожная сеть с большим количеством мостов и таможенных переходов, то на Востоке сложная логистика является весьма значительным препятствием для беспроблемного экспорта продукции. Большинство вопросов являются решаемыми, но возможные проблемы стоит учитывать при планировании.
Подводя итог, нужно отметить, что экспорт может дать значительный потенциал для развития компании, превращения ее в глобального игрока. Но потребуется много усилий. Необходимы квалифицированные и опытные сотрудники и консультанты, значительные временные и финансовые ресурсы.
Автор — президент корпорации "ТехноНиколь"
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"