Автоюристы как проблема для страховщиков и для общества

 

Автоюристы стали настоящей головной болью страховых компаний. Но для борьбы с их деятельностью на сегодняшний день объективно не хватает законодательной базы. Так, много вопросов вызывают судебные решения, принимаемые в тяжбах страховщиков с автоюристами. Невозможно себе представить, например, чтобы гражданин обратился в суд с требованием получить деньги от банка по поддельному векселю. Но при этом в случае судебных разбирательств по ОСАГО позволительно использовать поддельные справки, бланки и документы, что противоречит здравому смыслу. Таким образом, главный корень зла "автоюризма" — в решениях и отношении при рассмотрении таких дел судов. Потому что при абсолютно любых мнимых факторах суд принимает сторону страхователя.
Даже если не принимать в расчет прямое страховое мошенничество, в настоящее время деятельность автоюристов увеличивает убытки страховщиков примерно на 10 млрд рублей. Из–за этого уровень убыточности для компаний такого продукта, как ОСАГО, стремится к 10%.
Автоюристы делятся на два типа: те, кто занимается посредничеством в рамках закона, злоупотребляя законодательством, и те, кто объединяется в криминальный организованный бизнес с целыми парками автомобилей и такси, чтобы "ловить" страхователя сразу в момент ДТП. Совершенно разными способами автоюристы получают информацию о ДТП, в том числе и незаконными, и оказываются на месте аварии раньше сотрудников ГИБДД, после чего направляют дальнейшее развитие ситуации в совершенно неправильном, выгодном им направлении.
Так как автоюристы злоупотребляют законом, менять нужно что–то именно на законодательном уровне. Например, можно начать с завышения стоимости оценок. Можно обязать суды жестко придерживаться среднерыночной утвержденной стоимости ущерба. Но основная проблема ОСАГО в том, что государство, скорее всего, примет решение о повышении тарифов, что просто приведет к тому, что автовладельцы станут меньше страховаться и искать возможность купить поддельный полис.
За полгода в Петербурге и Ленобласти было оформлено примерно 800 тыс. договоров ОСАГО, по итогам года это число составит примерно 1,5 млн штук. При этом в регионе зарегистрировано 4 млн транспортных средств. Понятно, что многие из них просто стоят в гараже, но, безусловно, достаточно большое число ездит с фальшивыми полисами ОСАГО или вовсе без них.
Водители должны понимать, что при ДТП не застрахованная по закону вина второго участника означает, что они не смогут рассчитывать на страховое возмещение. А это уже социальная проблема. Но решить ее можно с помощью штрафов. Например, сейчас у нас активно обсуждается внедрение практики, которая используется во всем мире: подключение выставления штрафов за отсутствие полисов ОСАГО к автоматической системе выставления штрафов камерами наблюдения. Видеокамера легко фиксирует отсутствие бланка страховки на лобовом стекле авто. И это решение ложится в современную концепцию автоматизации операций, которую сейчас реализуют в ГИБДД.
Автор - директор Петербургского филиала ОСК